RU / EN
Главная » Материалы » Улучшение инвестклимата

Модельная программа по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (улучшения инвестиционного климата) в субъекте Российской Федерации

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Модельная программа по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (улучшения инвестиционного климата) в субъекте Российской Федерации
Цель

Улучшение инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, обеспечивающее опережающее создание новых рабочих мест с производительностью труда, соответствующей производительности, сложившейся в развитых экономиках мира, рост   производства    товаров (работ,    услуг), достижение     на     этой     основе     устойчивого социально-экономического развития.

Задачи формирование мер административной, инфраструктурной, финансовой, тарифной поддержки инвестиций;
снижение административных барьеров;
формирование мер налогового стимулирования инвестиций;
формирование мер по обеспечению инвестиций поставщиками и кадрами;
формирование мер стимулирования спроса;
формирование благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса.
Ожидаемые результаты увеличение производительности труда; увеличение средней заработной платы; сокращение безработицы;
рост объемов производства товаров (работ, услуг);
увеличение валового продукта субъекта Российской Федерации;
увеличение доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Разработчики Программы

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», 
Общественный совет Центрального федерального округа,       
Компания «KEY PARTNER».

Основные направления и меры реализации Программы

Меры по улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации реализуются по следующим основным направлениям:

  • создание благоприятной для инвестиций административной среды;
  • создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры;
  • формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
  • налоговое стимулирование инвестиций;
  • формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций;
  • обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств;
  • кадровое обеспечение инвестиций;
  • стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств.

1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды.

1.1.Создание в субъекте Российской Федерации совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. Совет возглавляет Губернатор, состав формируется из руководителей профильных органов    исполнительной    власти    субъекта    Российской    Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества.

1.2.Создание специализированного агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами (далее - Агентства). Основными функциями Агентства являются: повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Российской Федерации; регулярный поиск и привлечение инвесторов; разработка перспективных направлений инвестиций; создание проектных команд по поддержке конкретных инвестиционных проектов; системная поддержка реализуемых инвестиций; выработка предложений по улучшению инвестиционного климата. Наблюдательный совет Агентства возглавляет Губернатор.

1.3.Принятие инвестиционной декларации и публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающих реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. Выполнение разрешительных и согласовательных процедур силами Агентства с минимально необходимым участием инвестора.

1.4.Обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством субъекта Российской Федерации (включая предоставление инвесторам номеров мобильных телефонов руководства) и решения в режиме «он-лайн» возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

1.5.Проведение аудита административных процедур и функций органов государственной власти с целью их оптимизации и упрощения.

1.6.Разработка и принятие Закона субъекта Российской Федерации «О государственных услугах», обеспечивающего формирование системы стандартов    предоставления государственных услуг, информатизацию процедур предоставления государственных услуг, контроль качества их предоставления и ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставления государственных услуг.

1.7.Создание общественных советов при органах государственного и муниципального контроля (надзора) с целью общественного контроля надзорной среды и улучшения защищенности бизнеса и инвесторов.

1.8.Разработка и принятие Закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам.

1.9.Создание специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации. Интернет-портал    дожжен    обеспечивать    наглядное    представление инвестиционных возможностей субъекта Российской Федерации, его инвестиционной стратегии и инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.

1.10.Ежегодное издание доклада «Инвестиционный климат в субъекте Российской Федерации». Включение в состав редакционной группы по подготовке доклада инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества. Организация широкого публичного обсуждения доклада.

1.11.Обеспечение участия руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в тематических международных и российских инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференциях с целью доведения профильной аудитории информации об инвестиционном климате и возможностях субъекта Российской Федерации.

2. Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций.

2.1.Создание подготовленных «промышленных площадок»: проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной, телекоммуникационной и иной инфраструктуры.

2.2.Создание индустриальных и технологических парков, обеспечивающих благоприятные административные, инфраструктурные и иных условий ведения бизнеса резидентов парка. Привлечение частных организаций с успешным опытом создания индустриальных и технологических парков в качестве разработчиков и организаторов соответствующих парков.

2.3.Разработка моделей финансирования    инфраструктуры индустриальных и технологических парков, привлекательных для инвесторов и  эффективных  для  экономики  и  бюджета  субъекта  Российской  Федерации, устанавливающих размеры и формы платности, возвратности, срочности использования различных источников финансирования.

2.4.Стимулирование частных операторов индустриальных и технологических парков путем предоставления им вознаграждения, размер которого зависит от суммы налогов, фактически уплаченных в бюджет субъекта Российской Федерации привлеченными инвесторами – резидентами индустриального или технологического парка.

2.5.Создание офисной, транспортной, социально-рекреационной инфраструктуры инвестиционной деятельности.

3. Финансовая    поддержка    и    налоговое    стимулирование инвестиций.

3.1.Разработка концепции финансовой поддержки и налогового стимулирования инвестиций в основе, которой идея «бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы и сокращение бюджетных обязательств перед
безработными».

3.2.Разработка порядка субсидирования процентной ставки, предоставления государственных гарантий, грантов субъекта Российской Федерации по реализуемым инвестициям.

3.3.Создание инвестиционного фонда субъекта Российской Федерации. Разработка механизма формирования капитала фонда, процедуры участия фонда в финансировании реализуемых в субъекте Российской Федерации инвестиций.

3.4.Организация взаимодействия субъекта Российской Федерации с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории субъекта Российской Федерации.

3.5.Разработка моделей финансирования инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации с учетом специфики конкретного инвестиционного проекта, определение пропорций и оптимального сочетания различных источников финансирования.

3.6.Разработка комплекса налоговых стимулов для привлечения иностранных и российских инвестиций.

3.7.Создание системы «тонкой настройки» предоставления налоговых льгот на основе оценки экономической   оправданности их предоставления.

3.8.Разработка комплекса налоговых льгот, стимулирующих выполнение программ энергоэффективности, внедрение использования энергосберегающего оборудования и технологий.

4. Формирование    благоприятных    тарифных    условий    для инвестиций.

4.1. Упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на присоединение.

4.2.Повышение прозрачности закупок и инвестиций региональных и муниципальных   организаций   естественных   монополий, в том числе, путем установления открытых процедур их осуществления и использования электронных площадок.

4.3.Создание системы общественного контроля за размером и обоснованностью текущих затрат и инвестиций региональных и муниципальных организаций естественных монополий, включая создание единого публичного портала, содержащего исчерпывающую информацию о закупках и инвестициях естественных монополий.

4.4.Оптимизация финансировании деятельности организаций естественных монополий, включая рациональное использование заемных средств и иных источников финансирования для удовлетворения инвестиционных потребностей таких организаций.

4.5.Включение представителей инвесторов и общественных объединений предпринимателей в Советы директоров региональных организаций естественных монополий или Наблюдательные советы региональных энергетических комиссий.

5. Обеспечение    поставщиками    создаваемых    инвесторами производств.

5.1.Исключение практики навязывания инвесторам местных поставщиков.

5.2.Создание центров формирования и развития технологических компетенций поставщиков.

5.3.Содействие оперативному формированию и (или) подбору необходимых инвестору региональных поставщиков, в том числе, из числа малого и среднего бизнеса.

5.4.Содействие встраиванию поставщиков в технологические цепочки производства инвестором конечной продукции.

6. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса.

6.1.Организация регулярного обучения и повышения квалификации в области инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций (прежде всего, в ведущих зарубежных университетах и бизнес-школах) руководителей профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, участвующих в инвестиционном процессе.

6.2.Организация процесса постоянного совершенствования квалификации и обмена опытом с лучшими зарубежными регионами, субъектами Российской Федерации, специализированными организациями, ассоциациями и объединениями.

6.3.Упрощение в пределах полномочий субъекта Российской Федерации визовых и миграционных процедур для иностранных инвесторов и квалифицированной рабочей силы. Организация Агентством работы по содействию    иностранным инвесторам и специалистам в рамках прорабатываемых и реализуемых инвестиций.

6.4.Организация профессионального ориентирования и совершенствования образовательного комплекса субъекта Российской Федерации с целью своевременного изменения состава и численности выпускаемых специалистов соответствующих специальностей и квалификаций в   зависимости от потребности инвесторов и  реализуемых инвестиций.

6.5.Организация взаимодействия между инвесторами, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательными учреждениями по содействию своевременному подбору квалифицированного персонала и руководителей.

6.6.Создание современных центров профессиональной подготовки переподготовки рабочих специальностей, ориентированных на реальные потребности инвесторов.

7. Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств.

7.1.Разработка, принятие и регулярная актуализация долгосрочного плана размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также нужд организаций, находящихся в региональной и муниципальной собственности. Обеспечение открытости и доступности этого плана, создающего ориентиры спроса целевым инвесторам и бизнес-сообществу.

7.2.Формирование регионального плана создания в субъекте Российской    Федерации конкурентоспособных производств импортозамещающей продукции. Стимулирование спроса на импортозамещающую продукцию посредством государственных закупок, а также закупок для нужд организаций, находящихся в региональной или муниципальной собственности.

7.3.Содействие, включая софинансирование, обследованию конкурентоспособности продукции и эффективности сбытовых структур с получением независимых заключений. Введение обязательности указанных обследований для каждой организации, претендующей на получение мер поддержки от субъекта Российской Федерации.

7.4.Административное и информационное содействие производителям конкурентоспособной продукции в заключении договоров с розничными сетями и оптовыми организациями   для замещения импортной продукции.

7.5.Субсидирование расходов производителей по продвижению продукции, в том числе, расходов на международную сертификацию товаров, (работ, услуг), системы менеджмента качества, а также на необходимые консультационные услуги. Софинансирование субъектом Российской Федерации проектов совершенствования продукции, имеющих целью выход на новые рынки.

7.6.Содействие производителям в получении экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, предоставление гарантий субъекта Российской Федерации по экспортным кредитам.

7.7.Создание центров кластерного развития. Определение целевых производственных кластеров и программ их развития, согласование региональных программ с Правительством Российской Федерации и заинтересованными субъектами Российской Федерации.

7.8.Софинансирование субъектом Российской Федерации создания, приобретения баз данных покупателей продукции, поставщиков. Организация совместных с заинтересованными организациями переговоров с потенциальными покупателями продукции, включая зарубежных.

7.9.Проведение специализированных выставок, конференций, ярмарок, форумов на территории и за пределами субъекта Российской Федерации с участием администрации субъекта Российской Федерации в финансировании. Организация дней экономики субъекта Российской Федерации в России и за рубежом. Организация регулярного обмена деловыми делегациями с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.

7.10.Содействие созданию, совершенствованию и продвижению интернет-сайтов, направленных на поиск и установление деловых связей между производителями и поставщиками.

7.11.Создание в субъекте Российской Федерации Центра деловых связей, оказывающего консультационные, информационные услуги, техническую поддержку процесса переговоров, предоставление малому и среднему бизнесу помещений, оборудованных для проведения переговоров.

7.12.Проведение мастер-классов с привлечением лучших российских и иностранных бизнесменов с успешным опытом создания продуктов и организацией продаж.

Принципы реализации Программы.

При разработке и исполнении Программы используются следующие принципы.

Принцип комплексности. Комплексная реализация Программы предполагает связанное и последовательное осуществление ее мер и координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, ответственных за инновационное развитие, инвесторов, промышленных организаций, финансовых структур и банков, экспертного сообщества, естественных монополий, населения.

Принцип публичности. Предполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение обществом, предпринимателями, инвесторами, финансовыми организациями и банками, экспертным сообществом, населением, а также масштабное информационно-презентационное освещение работы по формированию благоприятного инвестиционного имиджа субъекта Российской Федерации, хода реализации инвестиционных процессов.

Принцип компетентности. Использование экспертной компетентности предполагает предоставление ведущих ролей на всех этапах инвестиционных процессов профессиональным бизнес-участникам и экспертному сообществу, высокую конкуренцию стратегий, концепций, подходов и мнений

Принцип согласованности. Предполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.

Принцип использования естественных преимуществ субъекта Российской Федерации. Требует обоснованности и гармоничности предлагаемых стратегий и проектов, естественное использование сильных сторон и конкурентных преимуществ субъекта Российской Федерации, состояния его экономики и человеческого потенциала, его природно-климатических и ресурсных условий, экологии.

Принцип сбалансированности и практической обоснованности стратегии развития субъекта Российской Федерации. Предполагает недопущение однобокого и чрезмерно специализированного развития экономики субъекта Российской Федерации.

Принцип эффективности.
 Предполагает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемым полезным результатом и вредными последствиями.

Принцип концентрации на привлечении приоритетных (якорных) инвесторов. Предполагает аккумулирование усилий на инвесторах, формирующих промышленный или технологический кластер, а также стратегию на привлечение иностранных инвестиций как комплексного решения вопросов получения технологий, финансирования, современного управления, спроса, развития рынка труда, развития спроса на полуфабрикаты и комплектующие.

"Предпринимателем года" в России признан член "Деловой России"
Эксперт: Крыму необходимо построить 13 млн кв. метров жилья
Сопредседатель общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Андрей Назаров подчеркнул, что полуостров имеет очень высокий потенциал в строительном направлении
IV Ялтинский экономический форум посетят более 3 тысяч человек из 60 стран
Производители против поспешного введения маркировки лекарств
"Деловая Россия" предлагает предоставлять московским инвесторам в Крым налоговые каникулы
Эксперты считают, что разрешения на строительство должны выдавать не муниципалитеты, а региональные власти
Почему бизнесменам сложно что-то построить в российских городах
Эксперты считают, что разрешения на строительство должны выдавать не муниципалитеты, а региональные власти
Назаров рассказал, когда Крым сможет превзойти Монако
Партнёры