RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Унификация неналоговых платежей: добро или зло?

Унификация неналоговых платежей: добро или зло? 12 апреля 2019

Как повлияет на бизнес включение в Налоговый кодекс неналоговых платежей

Министерство финансов России выступило с инициативой включить в Налоговый кодекс ряд неналоговых платежей - с операторов связи, утилизационный, экологический, курортный, за пользование автомобильными дорогами, а также плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Зачем и почему возникла такая идея? Оговоримся сразу, что налоги в России достаточно высокие (по методологии ежегодного исследования Paying taxes они составляют 47,5% от прибыли компании, что превышает и среднемировой, и американский, и европейский уровень), и у нас нет задачи их оправдывать. Но налоги - следствие политических задач, определяемых президентом и правительством. Вопрос в администрировании тех платежей, что уже существуют.

Надо отметить, что российский бизнес в лице Российского союза промышленников и предпринимателей еще в 2015 году выступал с критикой практики неналоговых платежей и предлагал унифицировать их в Налоговом кодексе. Однако сейчас бизнес высказывает критические замечания. Главное из этих замечаний состоит в том, что перенос неналоговых платежей в Налоговый кодекс означает уголовную ответственность за неуплату налогов (ст. 198-199 Уголовного кодекса). При этом следует отметить, что первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов, курирующий в правительстве финансовую и бюджетную темы, представляет свои предложения не как истину в финальной инстанции, а как предмет для обсуждения. В частности, на встрече с представителями бизнес-ассоциаций 3 апреля 2019 года он согласился с тем, что данные нововведения будут перенесены с 2020 на 2021 год, что даст возможность в спокойном режиме обсудить все "за" и "против". Кстати, последнее письмо "капитанов российского бизнеса" в лице РСПП, "Деловой России", "Опоры России" и Торгово-промышленной палаты не выглядит тщательно просчитанным: достаточно сказать, что все аргументы, включая неизбежную для подобных документов патетику, уместились на двух страницах бумаги.

Плюсы идеи понятны: поправки в Налоговый кодекс принимаются исключительно федеральным законом, а не подзаконными актами. Это своего рода "административный барьер" - в хорошем смысле этого слова - для ведомственного нормотворчества. Налоги администрируются по понятным правилам - выездные и камеральные проверки, опрос свидетелей и т. п., чего нельзя сказать о неналоговых платежах. Кроме того, неверно было бы говорить, что "вводятся новые налоги": данные платежи уже действуют, и они обязательны. Странно рассматривать кодификацию платежей как нечто экстраординарное. Запрос на кодификацию, как сказано выше, ранее выражал и сам бизнес. Тем более что ситуация, в которой кто-то может платить налоги, а кто-то может не платить, наносит ущерб как раз законопослушному бизнесу, а для незаконопослушного предоставляет необоснованные преференции.

Что касается главного объекта критики - уголовной ответственности за неуплату платежей, учитывая далекие от идеала особенности российского правоприменения, - то Владимир Путин подписал поручение предусмотреть переходный период, в течение которого уголовная ответственность вводиться не будет. Речь сейчас идет о десяти годах. Срок этот, как представляется, вполне достаточен для адаптации и бизнеса, и налоговых органов. В течение этого периода по-прежнему будет действовать лишь административное взыскание. Кроме того, штрафы предлагается сократить с 20% до 10% от суммы неуплаченных налогов.

Министерство финансов достигло в последние годы существенных успехов в администрировании платежей. Только за один год доходы бюджетной системы выросли почти на 19%. Этот рост существенно больший, чем, например, планируемый эффект от повышения НДС. Несомненно, что выбирая между ростом налогов и улучшением налогового администрирования, выбор лучше сделать в пользу последнего. Никто не спорит с необходимостью цифровизации, вывода налогоплательщиков из тени.

Что можно было бы предпринять еще? Наверное, надо обсуждать включение в Налоговый кодекс не только этих шести платежей, а и остальных, которых насчитывается более полусотни. Заслуживает обсуждения целевое назначение становящихся налогами платежей: было бы правильно понимать, что именно осуществляется для утилизации, для блага отдыхающих, для реконструкции автомобильных дорог и т. п. Скажем, бизнес ставит вопрос о том, что многие сами тратят немалые средства на утилизацию отходов (впрочем, есть и встречный вопрос о доказательстве подобных расходов). Есть давно известные проблемы налогового законодательства в виде определения "справедливой цены сделки", вариативности тех же штрафов. Однако все это было справедливо и до новых инициатив, и в этом смысле они ничего не ухудшают.

Дискуссия по неналоговым платежам, инициированная Министерством финансов, надо отметить, только начинается. Окончательные предложения правительство России, в соответствии с поручением Владимира Путина, должно представить до 1 декабря 2019 года. Остается надеяться, что деловой климат от этих изменений не пострадает, а напротив, улучшится.

Теги:
Международный Ялтинский форум посетили более 4500 человек
В России появится реестр проблем бизнеса
Реестр проблем бизнеса появится на сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей, сообщил "РГ" бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Внутренняя энергия
Эти люди - опора экономики России. Их уже 20 миллионов, а будет еще больше
Фармотрасль требует прозрачных правил игры
Новые нормативы участия в госзакупках нацелены на повышение доступности инновационных фармпрепаратов, однако несправедливое применение правил игры способно затормозить появление прорывных технологий
"Бизнесмены из Штатов приехали в частном порядке"
Ялтинский форум посетило рекордное количество иностранцев
"Деловая Россия" предложила дополнить рейтинг регионов АСИ новым критерием
"Деловая Россия" выступает за запрет госкомпаниям скупать активы бизнеса без его согласия
Кроме того, Антон Данилов-Данильян предложил стимулировать добровольную легализацию бизнеса за счет отказа от административного давления на него
Партнёры