RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Увеличить среднюю продолжительность жизни и обеспечить вхождение России в клуб стран «80+»

Увеличить среднюю продолжительность жизни и обеспечить вхождение России в клуб стран «80+» 11 марта 2019

Колонка Ирины Панариной, бизнес-посла «Деловой России» в Королевстве Швеция, генерального директора «АстраЗенека», Россия и Евразия

Увеличить среднюю продолжительность жизни и обеспечить вхождение России в клуб стран «80+»

Перед индустрией здравоохранения поставлена цель - увеличить среднюю продолжительность жизни и обеспечить вхождение России в клуб стран «80+». Достижение целевых показателей невозможно без модернизации существующей системы. О повышении качества медицинской помощи при значительном сокращении расходов и движущей силе цифровых технологий, которые повысят конкурентоспособность российской экономики, а также способствуют реализации целей, поставленных в рамках национального проекта «Здравоохранение», рассказывает генеральный директор «АстраЗенека» в России и Евразии, бизнес-посол «Деловой России» в Королевстве Швеция Ирина Панарина.

Почему инновации растут, а спасать жизни становится труднее?

В настоящее время в нашей стране оценка качества медицинской помощи проводится путем анализа индикаторов, важных для администрации лечебно-профилактических учреждений (смертность, количество пролеченных больных, финансово-экономические показатели, отсутствие штрафов, административных взысканий и т.д.), а не для конкретного пациента и его лечащего врача. Доступ к рынку формируется организаторами здравоохранения в основном исходя из цены препарата, стоимости курса лечения, и предпочтение чаще всего отдается менее затратным методикам без учета таргетности, эффективности, безопасности терапии и ее долгосрочных результатов.                         

Таким образом, несмотря на появление инноваций и эффективных методов лечения в мире, пациенты не получают более качественную терапию. Для их внедрения традиционные методы оценки не подходят, так как инновации не имеют аналогов или сравнимых групп – именно на этом построена отечественная система.

Как повысить качество лечения, значительно сократив расходы?

Учитывая актуальность оптимизации затрат и повышения эффективности расходов на здравоохранение в зарубежных странах (Швеция, Великобритания, Голландия, Италия) формируется новый подход – Value Based Healthcare - ценностно-ориентированное здравоохранение (ЦОЗ). Этот подход направлен на оптимизацию соотношения между затратами и результатами лечения. Ценностно-ориентированное здравоохранение количественно оценивает клинические результаты (исходы) и соотносит их с другими параметрами, такими как экономическая и социальная выгода.

Внедрение ЦОЗ учитывает интересы всех участников сферы здравоохранения и является примером win-win – принципа, когда каждая из заинтересованных сторон получает выгоду. Для пациентов ЦОЗ означает улучшение здоровья с меньшими затратами. Организаторы здравоохранения и поставщики услуг достигают большей эффективности и большей удовлетворенности пациентов. Плательщики лучше контролируют расходы и в большей степени застрахованы от рисков, а поставщики, сопоставив цены с результатами лечения пациентов, могут предоставлять наиболее экономически эффективные решения. Главным же преимуществом ЦОЗ является общее повышение уровня здоровья в обществе при одновременном снижении расходов государства на здравоохранение.

Что необходимо предпринять, чтобы оптимизировать затраты и улучшить результаты лечения в России?

ЦОЗ подразумевает модель, в которой оплата медицинских услуг осуществляется в зависимости от результатов лечения пациентов, оценки исходов этого процесса.

Однако внедрение этой концепции в практику отрасли сталкивается с целым рядом сложностей. Как правило, самым большим препятствием является доступность персонализированных данных об эффективности терапии (исходах) и затратах на нее. Именно эти данные являются ключевыми для лиц, принимающих решения, но их получение в необходимом объеме и качестве является достаточно проблематичным, так как не всегда ведется их систематизированный учет. Наиболее эффективным инструментом сбора и хранения данных о перспективном наблюдении и отдаленных исходах на персонализированном уровне являются регистры пациентов – организованные системы сбора информации о пациентах, объединенных определенным заболеванием. Регистры позволяют проанализировать реальную практику лечения больных и провести объективную оценку вложений в лечение. Поэтому разработка и ведение регистров является одним из шагов к результат-ориентированному здравоохранению.

Переход всех процессов управления на цифровую основу также будет способствовать повышению эффективности здравоохранения. Цифровые разработки откроют возможность предоставлять более персонализированную помощь пациентам, приближать пациента к врачу, улучшать межврачебное взаимодействие благодаря телемедицине и доказательной медицине. Кроме того, вызывают очень большой интерес системы помощи принятия решений врачами, а также системы диагностики на основе искусственного интеллекта, например, в ходе эндоскопического исследования.

Иностранные фармацевтические компании обладают опытом по внедрению новых технологий и решений, а также практикой построения пациент-ориентированных экосистем в различных странах и намерены поддержать министерство здравоохранения при внедрении цифрового контура в России и интегрировании оптимальных решений в систему здравоохранения. 

Один из примеров эффективного внедрения цифровых инструментов в здравоохранение - Центр инноваций в здравоохранении и Интернета вещей в г. Уси в Китае. Он представляет собой открытую для любых производителей платформу, позволяющую объединить разрозненные программные, технические и фармацевтические решения в сфере здравоохранения в единый комплекс и продемонстрировать его эффективность в симуляционном режиме на базе центра. Отбор и компоновка решений производится комиссией главных клинических специалистов, а их эффективность оценивается в реальных условиях в сотрудничающих больничных комплексах города.

Другой пример – приложение Babylon о здоровье и для здоровья - демонстрирует эффективность телемедицины для решения задач здравоохранения Англии. Приложение представляют собой, по сути, кабинет первичного приема, где пациент может получить ответы на простые вопросы, пройти онлайн-консультацию с врачом и записаться на очный прием. Выписка рецептов также осуществляется электронно, информация поступает в аптеку, где пациент может забрать назначенный лекарственный препарат. Все эти функции сокращают время ожидания и снижают нагрузку на систему здравоохранения, а дистанционный формат обеспечивает доступ к услугам здравоохранения в формате 24/7.

Также широко реализуемые сегодня в мире программы риск-шеринга (разделения рисков) являются важным шагом при переходе к этой модели, так как оплата за лекарственный препарат в данном случае зависит от результата лечения. Внедрение подобных схем позволяет не отказываться от покупки инновационных препаратов в рамках существующих ограниченных бюджетов, тем самым гарантируя пациентам доступ к наиболее эффективным технологиям лечения.

Инновации — это вопрос жизни и смерти, а сегодня их внедрение и оценка невозможны без цифровых технологий. Гармоничный союз инноваций и цифровых технологий позволит продлить здоровую жизнь людей. Государству – откроет возможности для более эффективного лечения граждан и достижения поставленных целей.

Бизнес предложил применять медиацию на стадии исполнения решений суда
Инициативу поддерживает Федеральная служба судебных приставов
Мечта под 8,5%
Льготные кредиты к 2024 году сделают предпринимателями 25 млн россиян
Декларациям подтвердили статус налоговой тайны
Как разъяснение Верховного суда может повлиять на дела против бизнесменов
Как выбирали лучших малых экспортеров России
Одни призеры не относятся к малому бизнесу, другие оказались убыточными
Бизнес-мусор уходит от платежей
В Госдуме обсудили проблемы реформы системы обращения с отходами
Комитет Госдумы одобрил законопроект о виноделии
Цель законопроекта —ввести правовое регулирование в сфере производства и оборота продукции виноделия.
Эксперты сочли алтайские власти ответственными за мусорный коллапс в Бийске
При этом они поддерживают главу Минприроды, который поручил «Российскому экологическому оператору» и Роспотребнадзору
Партнёры