RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » В Администрации президента обсудили новую модель тарифообразования инфраструктурных монополий

В Администрации президента обсудили новую модель тарифообразования инфраструктурных монополий 22 ноября 2018

21 ноября в Администрации президента РФ прошло заседание подгруппы по тарифной политике межведомственной рабочей группы по разработке «дорожной карты» по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики России. В мероприятии приняли участие сопредседатель «Деловой России» Борис Титов и вице-президент организации Анастасия Алехнович.

Текущие затраты инфраструктурных монополий, по оценкам экспертов, завышены в среднем по России на 30%. Текущая модель тарифообразования «методом от затрат» не стимулирует инфраструктурные монополии сокращать свои расходы. В результате конечный тариф включает в себя неэффективные затраты, которые в конечном счёте перекладываются прежде всего на население и МСП.

За счёт роста тарифов происходит наращивание инфляции и необоснованный рост цен, увеличение издержек несырьевого сектора экономики. По расчётам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, рост тарифов на 1% приводит к падению производства в несырьевых секторах на 0,1%.

Существует другая модель ценообразования – Price Cap. В ней уровень тарифов прошлого года корректируется на инфляцию минус агрегированный «фактор Х», который отражает состояние эффективности производства. Такая модель широко используется для тарифного регулирования в области платных дорог (Италия, Испания, Чили, Франция, Португалия), передачи и распределения электроэнергии (США, Австрия, Германия, Дания, Испания, Нидерланды и др.), газоснабжения (Германия, Нидерланды), телекоммуникационных услуг (Новая Зеландия, Великобритания, Мексика, США).

Благодаря тому, что цена на следующий период устанавливается заранее, генерирующие, сетевые и сбытовые компании могут заранее снижать свои издержки и получать дополнительную прибыль.

Эффект от внедрения новой модели предельного ценообразования Price Cap на основе нормирования эксплуатационных расходов приведёт к вовлечению в экономику страны более 2 трлн руб. исключённых из тарифов экономически необоснованных расходов инфраструктурных монополий.

 

В 2019 года в Ульяновской области начнётся пилотный проект «Справедливое и эффективное тарифообразование». В июле 2018 года губернатор области поручил подготовить проект «дорожной карты» по изменению тарифной политики в регионе на текущий и последующие периоды тарифного регулирования. Областная администрация заключила соглашение с АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием» (ЦМОК), который является экспертом уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, с целью введения института независимого и публичного аудита. С учётом его будут приниматься тарифные решения на 2019 год.

Экспертиза ЦМОК выявила, что в части региональной составляющей есть возможность снизить тариф на электроэнергию на 30%, на теплоснабжение – на 25–52%. Резерв снижения тарифов на водоснабжение и водоотведение составляет до 8%, ставок на технологическое присоединение – до 30%. При утверждении тарифов на 2019 год будут использованы уже полученные необоснованные доходы ресурсными компаниями в 2016-2018 годах, что позволит снизить тарифы и простимулировать монополии работать честнее и эффективнее.

В рамках заседания уполномоченный по защите прав предпринимателей в Карелии Елена Гнётова представила результат работы в регионе по направлению тарифной политики. Правительством республики совместно с ФОИВами была разработана «дорожная карта» для реализации мероприятий по снижению цен на электрическую энергию для малого и среднего бизнеса. Были приняты последовательные меры: оптимизация расходов субъектов электроэнергетики, контроль в части нецелевого использования инвестпрограмм регулируемых организаций; перераспределение величины перекрёстного субсидирования по уровням напряжения; исключение из расчёта гарантирующего поставщика экономически необоснованных расходов. В результате цена на электроэнергию для потребителей Республики Карелия с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 150 кВт на низком уровне напряжения с июля 2017 года к октябрю 2018 года снизилась почти вдвое, с 9,86 до 5,47 руб., а себестоимость товаров и услуг МСП – в среднем на 15%.

В заседании также приняли участие представители бизнес-омбудсмена, Аналитического центра при правительстве РФ, Совета безопасности, Федеральной службы безопасности, Генеральной прокуратуры, Контрольного управления Президента, Минпромторга, Минэкономразвития, Минсельхоза, Минфина, ФАС России, Фонда развития промышленности, Банка России, ГК «Ростех», Внешэкономбанка, АНО «ЦМОК», НП «ЦМАКП», экспертного и научного сообщества.

Партнёры