RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » В «Деловой России» обсудили изменение требований к банкам-гарантам

В «Деловой России» обсудили изменение требований к банкам-гарантам 14 ноября 2017

13 ноября в «Деловой России» прошел круглый стол «Изменения требований к банкам-гарантам по государственным контрактам (44-ФЗ) с 01.01.2018: последствия и альтернативы», организованный комитетом по финансовым услугам и АНО «ЦФКП».

Целью круглого стола стало совместное обсуждение последствий и альтернатив принятия подготовленного Минфином проекта постановления правительства «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.

Модераторами мероприятия стали председатель комитета по финансовым услугам Галина Изотова и гендиректор АНО «ЦФКП», член генсовета «Деловой России» Алексей Порошин.

Открывая заседание круглого стола, Галина Изотова напомнила о том, как непросто сегодня живется малому и среднего предпринимательству, которое постоянно сталкивается все с новыми вызовами, сражается с «черными» списками банков, теряет свои средства из-за отзыва банковских лицензий, сопротивляется реформе аудита и т.д. И вот снова появляется проблема, которая воздвигает перед бизнесом новый барьер, который предстоит преодолевать, – установление требования к уровню кредитного рейтинга.

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян отметил: «Существует такое понятие, как “презумпция нерегулирования”, которое означает, что если какой-то механизм работает неплохо, а у кого-то возникло острое желание что-то в нем подрегулировать, то необходимо собрать достаточное количество неопровержимых аргументов в пользу введения соответствующих регуляторных норм. У нас в “Деловой России”, по крайней мере, нет таких острых сигналов, указывающих, что рынок предоставления банковских гарантий при государственных закупках работает плохо».


О возможных последствиях введения требования к банкам рассказал начальник отдела по гарантиям и аккредитивам ПАО «Евразийский банк» Владислав Бодров: «Первое, что произойдет, это сокращение числа гарантов. Так, 41 из 66 банков-гарантов не соответствует новым условиям в части рейтинга, а на эти банки пришлось в 2017 году 45% от числа выданных гарантий. Изменения коснутся и субъектов малого и среднего бизнеса, являющихся ключевой группой риска. Сокращение предложения в 2-3 раза приведет к росту цен и невозможности получить отдельные гарантии, появятся проблемы с выдачей в Крыму и на Кавказе, строительство зданий и автодорог попадает под угрозу, ожидается снижение конкуренции и, соответственно, снижение экономии бюджетных средств. Выпадение доходов и потока клиентов от гарантий скажется критично на бизнесе средних банков, но не окажет значимого положительного эффекта на развитие крупнейших кредитных организаций».

Сомодератор круглого стола, гендиректор ЦФКП Алексей Порошин рассказал и об альтернативах принятия постановления: «Важным для получения рейтинга, адаптации бизнеса и при необходимости пересмотра рейтинга является наличие переходного периода в один год. Требование к наличию рейтинга, а не к его значению, даст рынку дополнительный индикатор и развитие рейтингования по национальной шкале и не приведёт к резкому сокращению числа гарантов: 2/3 и более банков будут соответствовать. Важен поэтапный рост требуемого рейтинга. Риски государства на гарантов низкие: неплатёжеспособность банков должна совпасть с раскрытием гарантий: до 3% от портфеля банка. Требование к уровню рейтинга выше B+ нецелесообразны, по окончании переходного периода раз в год можно повышать планку по одной ступени от ССС до B+».

«Необходимо предусмотреть возможность обеспечения для несоответствующих рейтингу, – продолжил Алексей Пороши. – Так, если банк не соответствует одному из условий, то он размещает в Минфине или Банке России безрисковый актив в обеспечение под минимальные проценты, примером могут быть ОФЗ. Необходимо введение реестра гарантий по 223-ФЗ и оптимизация регулирования Банком России: снижение нагрузки гарантий 44-ФЗ на Н1, упрощение подходов к резервированию и признание деятельности исполнителей госконтрактов реальной по умолчанию».

Подвел итоги круглого стола заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. «Впервые мы заявили о том, что переходим к рейтингам, в декабре 2015 года. Я не думаю, что за два года нельзя было изучить требования рейтинговых агентства и понять, что необходимо сделать, чтобы получить рейтинг, – заявил он. – Более того, как правило, рейтинговые агентства даже подсказывают, как это сделать. Законопроект был написан в 2014 году, в середине 2015 года он был принят, и начиная с конца 2015 года мы активно распространяли информацию о том, что рейтинги коснутся всех».

Алексей Моисеев заверил, что, несмотря на то, что переходный период не предусмотрен проектом постановления, опубликованного на regulation.gov.ru, такой период всё же составит шесть месяцев. А учитывая, что само принятие постановления займет месяца три, у банков есть еще время до середины – конца следующего года.


«Вы говорите о том, что есть какие-то другие требования, давайте попробуем в них разобраться, – продолжил замминистра финансов. – Требования к капиталу мы практически убираем. Требование в 1 млрд – это требование о том, чтобы банк имел лицензию. Если банк не справился с тем, чтобы получить лицензию, наверное, государство не может рассматривать его гарантию. Мы не можем принять гарантии банков, у которых по оценке рейтинговых агентств есть значительные риски кредитного события. Что касается рейтинга, нигде не написано, что рейтинги запрещены для маленьких банков. Да, где-то легче получить, где-то тяжелее, есть два рейтинговых агентства, пожалуйста, попробуйте получить рейтинг и там, и там».

Алексей Моисеев пообещал по итогам круглого стола еще раз рассмотреть позицию «Деловой России», для чего организация направит в его адрес письмо со своими вопросами и предложениями. Он также не исключил проведения очередной очной встречи для того, чтобы узнать мнение всех заинтересованных сторон и прийти к компромиссу, который сможет обезопасить как государство, так и предпринимателя.

Два важных вопроса, которые точно будут включены в предложения «Деловой России», были озвучены на заседании круглого стола. Во-первых, это рассмотрение возможности «облегченного» варианта постановления для малого бизнеса в связи с тем, что крупные банки не хотят работать с малым бизнесом, на что постоянно жалуются предприниматели. Во-вторых, рассмотрение вопроса размещения залога государству с целью минимизации риска потери госсредств.

«Я подтверждаю, что крупные банки не хотят работать с малым бизнесом, хотя они отчитываются перед нами постоянно по поводу своих успехов в этом направлении, – прокомментировал первый вопрос Алексей Моисеев. – Нам с коллегами, которые занимаются госзакупками, а также из ФАС и Минэкономразвития, необходимо продумать возможность введения послабления для малого бизнеса».

Комментируя второй вопрос, замминистра финансов согласился с целесообразностью озвученной идеи и пообещал внимательно изучить вопрос.

В ближайшее время список вопросов и предложений бизнес-сообщества будет окончательно сформирован и направлен в Минфин.

Смотреть все фотографии

Партнёры