RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » В «Деловой России» прошел фармацевтический бизнес-завтрак

В «Деловой России» прошел фармацевтический бизнес-завтрак 27 сентября 2019

25 сентября на площадке «Деловой России» прошел фармацевтический бизнес-завтрак, посвящённый теме оптимизации доступности лекарственных препаратов. Модерировали мероприятие президент «Деловой России» Алексей Репик и член генерального совета бизнес-организации, генеральный директор «АстраЗенека Фармасьютикалз» Ирина Панарина.

В мероприятии приняли участие первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб, директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина, директор департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава России Филипп Романов, врио директора департамента социального развития Минэкономразвития России Святослав Сорокин, заместитель руководителя управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора Георгий Петроченков, руководитель подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности комитета Государственной Думы по охране здоровья Александр Петров, советник по индустрии здравоохранения ПАО Сбербанк Юрий Крестинский, депутат Государственной Думы Виктор Зубарев и другие представители Правительства Москвы, а также члены координационного и генерального советов «Деловой России».

Бизнес-завтрак был проведен в целях определения баланса между интересами игроков фарминдустрии от пациентов до поставщиков лекарственных препаратов. В качестве наиболее важных и актуальных тем были определены: начальная максимальная цена контракта и вопрос регистрации и скорости попадания препарата на рынок и непосредственно к пациенту.

Ирина Панарина выступила со вступительным словом и выразила благодарность за вклад в систему здравоохранения через нацпроект, а также обозначила положительную динамику доступности инновационных препаратов, основываясь на данные аналитической компании IQVIA: «По результатам первой половины года наш рецептурный рынок в Российской Федерации вырос практически на 20% в денежном выражении, бюджетный рынок (рынок госзакупок) вырос на 40% – по результатам первого полугодия, а если мы посмотрим на онкологию, а это основная статья расходов в этом году, то онкологический рынок вырос на 135%. Мы таких цифр не видели очень давно. Понятно, что это цифры, но за ними стоит огромная работа людей – Минздрава и Правительства, а также пациенты. У нас есть эффективный тренд, но нет предела совершенству, поэтому мы будем фокусироваться на вызовах».

Первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. «Не просто находить баланс между государственной программой в области развития здравоохранения и государственной программой в области промышленной политики в Российской Федерации, особенно в фармацевтической отрасли. Очень много чувствительных моментов. С одной стороны мы видим, как компании активно инвестируют в разработки, в расширение, создание новых производств, в приведение к международным стандартам, а это требует дополнительных инвестиций, дополнительной прибыли для компаний. Новый проект приказа уже делает шаги так, чтобы и возможность была производителям на таком рынке работать и, чтобы это никак не повлияло на доступность лекарственных препаратов для наших граждан. Почему? Потому, что во главу угла мы всегда ставим гражданина. В этой связи, в проекте приказа появляется средневзвешенная цена, рассчитываемая на основе исполненных контрактов, по которым у поставленных лекарственных препаратов цена зафиксирована, и мы можем говорить о том, что контракт полностью исполнен и лекарства дошли до конкретного пациента. Поэтому я думаю, что эта дискуссия очень правильная. Мы готовы к этой дискуссии, готовы находить компромиссы»  –  поделился Сергей Цыб.

В ходе обсуждения Ириной Панариной были озвучены вопросы в адрес Минздрава России. Она обозначила, что с первого января уже действуют референтные цены, которые рассчитываются из единого справочника лекарственных средств, однако, вопреки ожиданиям, система не способна полностью работать автоматически и вызывает некоторые проблемы, в частности, необоснованность цены. «Как Вы считаете, проект нового приказа сможет решить корень проблемы, а именно правила формирования НМЦК? И нужны ли нам правила формирования НМЦК с учетом того, что у нас уже есть жизненно важные лекарственные препараты (далее – ЖНВЛП) и с 2015 года ЖНВЛП формируется исходя из минимальной референтной цены? Нельзя ли ЖНВЛП использовать, как НМЦК, а далее допускать дальнейшие снижение цены через конкурентную борьбу?».

Елена Максимкина, в свою очередь, поздравила коллег с Международным днем фармацевта и прокомментировала основные направления работы Министерства здравоохранения в рамках обозначенных вопросов: «Что касается формирования НМЦК, то изначально идеология выбора минимальной возможной цены исходит из практики того, как у нас оцениваются действия государственных чиновников, которые занимаются закупкой лекарственных препаратов. Это не презумпция невиновности, это изначально презумпция вины того, что заказчик хочет максимально завысить цену, использовать неэффективно бюджетные средства, поэтому вся идеология, которая, безусловно, после того, как министерство получило эти полномочия, строилась сугубо из практики самого Министерства здравоохранения. Не случайно есть такая замечательная цитата у классика: «Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»». Так, по мнению Елены Максимкиной, заказчикам придется использовать один из методов: анализ рыночных цен, тарифный метод или «свои цены, которые складывались». В данном случае речь будет идти об исключении коррупционного фактора в отношении ЖНВЛП.

В рамках снижения рисков Минздравом России предложено постепенное появление референтных цен в системе. Елена Максимкина добавила: «Коллеги, что я вам точно не смогу пообещать, что исчезнет некомпетентность тех, кто будет заниматься закупками. Мы будем проводить вторую итерацию по данному нормативно-правовому акту, с конкретными предложениями. Чтобы более объективно ответить на запросы Государственной думы, мы сейчас дополнительно проводим динамику несостоявшихся закупок поквартально. Поверьте, мы владеем ситуацией. По всему перечню ЖНВЛП мы постараемся определить существующую потребность. Нас очень тревожит ситуация, что компании уходят с рынка, в том числе препараты, которые находятся в перечне ЖНВЛП. Точно также мы сейчас эту ситуацию с Министерством промышленности и торговли будем держать на контроле».

В свою очередь президент организации Алексей Репик отметил, что законы, включая 44 Федеральный закон «на скале не высечены» и их можно и необходимо менять в соответствии с запросом общества. «В чем проблемы сегодняшних закупок? Первое – это планирование. Если мы говорим про планирование со стороны Министерства здравоохранения, то здесь ситуация близка к эталонной – это единственный в данном случае заказчик лекарственных средств, где нам понятно, что и когда будет. Но это скорее исключение. Если в федеральных центрах все налажено, то в регионах, к сожалению, эта практика не работает. Поэтому без новых стандартных процедур, позволяющих отрасли четко ориентироваться на хотя бы относительно корректные объёмы продукции, которая будет востребована рынком – нам эту проблему не решить. Второе, почему же у нас НМЦК низкое? Мы для себя видим причину в нескольких факторах. Фактор номер один – принятие во внимание контрафактного товара, в таком случае у него себестоимость «0», а это влияет на НМЦК. Далее, непрогнозируемая система закупок, которая подразумевает сбыт нереализованного в результате конкуренции товара по минимальной цене, в целях минимального заработка или покрытия убытков. Так можно смотреть на каждый конкретный случай, уже не говоря о том, что, к сожалению, пока до конца не налажен процесс устранения ошибок системы».

Алексей Репик также добавил, что для Министерства финансов при планировании главное – это предсказуемость ресурсов и потенциального результата на выходе. «Если мы, по крайней мере, какой-то период времени в качестве стартовых цен контрактов будем брать собственные референтные цены для государственных закупок, это, на мой взгляд, полностью решит проблему».

Второй частью дискуссии фарм-завтрака стало обсуждение вопросов порядка регистрации лекарственных препаратов. Ирина Панарина обратилась к представителям власти с вопросом о возможности ускоренной регистрации лекарственных препаратов в России, которые уже имеют регистрацию на мировом рынке.

Бизнес-завтрак завершился сессией вопросов и предложений. Так Елена Максимкина предложила внести изменения в 44 Федеральный закон и включить в него возможность безаукционной закупки определённых препаратов, Алексей Репик обозначил важность предоставления гибкости регулятору в рамках закона. Александр Петров отметил, что обеспокоен волнениями граждан в социальных сетях относительно качества снабжения лекарственными средствами, когда статистика говорит о положительной тенденции, а также обозначил проблему наличия высокой кредиторской задолженности региональных медицинских учреждений и сообщил о планах проведения парламентских слушаний по вопросам ценообразования. В рамках мероприятия эксперты также подняли вопросы маркировки, государственной системы лекарственной безопасности и другие. Было предложено провести ряд дополнительных встреч по обозначенным проблемам. Наработки «Деловой России» по прозвучавшим темам будут направлены в Минздрав и Минэкономразвития России.

 

К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Зачем кредитным организациям лизинг и что они могут предложить рынку
Драйвер российской экономики оказался слишком грязным
Добыча полезных ископаемых лидирует по выбросам и отходам
Партнёры