RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » В «Деловой России» прошел круглый стол «Особый режим строительства: сохраняя культурное наследие»

В «Деловой России» прошел круглый стол «Особый режим строительства: сохраняя культурное наследие» 02 марта 2018

2 марта в рамках совместного заседания комитета «Деловой Россия» по земельно-имущественным отношениям и комитета по строительству прошел круглый стол «Особый режим строительства: сохраняя культурное наследие».

Открыл круглый стол председатель комитета «Деловой Россия» по земельно-имущественным отношениям Даниил Селедчик: «Сегодня мы рассмотрим вопросы, важность и практическую значимость которых трудно переоценить. Присутствующие, безусловно, наслышаны о проблемах, возникающих при строительстве вблизи объектов культурного наследия. Недостатки законодательства в данной области осложняют деятельность девелоперов и тем самым снижают инвестиционную привлекательность российской строительной отрасли. Необходимость обсуждения возможных путей выхода из сложившейся ситуации назрела. Круглый стол, проводимый на площадке «Деловой России», станет первым значимым шагом в обозначенном направлении.»

Участники заседания были единогласны в том, что в практической сфере применения действующего законодательства о защите объектов культурного наследия существует ряд противоречий. С одной стороны, государство стремится сохранить памятники, с другой, развитие ни одного современного мегаполиса невозможно без развития центральных зон, которое связано с проведением строительных работ на территории объектов культурного наследия. Даниил Селедчик отметил, что для девелоперов «памятник в любом историческом городе является центром притяжения и может не понижать стоимость объекта, а давать ему добавленную стоимость. Примеры такого мы видим и в Москве, и в Санкт-Петербурге».

Владимир Кошелев, сопредседатель комитета по строительству «Деловой России» отметил: «Безусловно, ЮНЕСКО рекомендует сохранять индивидуальность городов и заботиться о культурном наследии. По мнению международных экспертов, сохранение памятников архитектуры помогает повысить социальную сплоченность местного населения и повысить туристическую привлекательность. Конечно, всё это правильные слова, но лежат они в теоретической плоскости. На практике, строители часто сталкиваются с ситуацией, когда в охранную зону попадает абсолютно всё, что «надо» и что «не надо». И общество получает отрицательный эффект, когда избыточность сохранения «охранных зон» в региональных, не столичных городах приводит к печальной ситуации, что потенциальный инвестор на территорию не приходит. И то, что «на бумаге охраняется», в реальности стремительно ветшает и достигает аварийного состояния.

Дмитрий Панов, врио председателя петербургского отделения «Деловой России», член комитета по строительству обратил внимание участников круглого стола на то, что « в Санкт-Петербурге динамика деятельности правозащитников принимает экстремистский характер. Мы хотим обсудить варианты достижения баланса интересов между правозащитниками, девелоперскими компаниями и представителями власти». В Санкт-Петербурге многие девелоперы обеспокоены противоречивой судебной практикой, которая сложилась за последнее время. Любое решение органа власти, выдавшего разрешение на строительство капитального объекта на территории памятника, может быть оспорено решением суда. Причем суды в аналогичных случаях принимают как положительные, так и отрицательные решения.

Сергей Макаров, председатель Комитета по Государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, в своем выступлении затронул проблему соблюдения в России, ратифицированной в 1988 году «Конвенции о всемирном культурном природном наследии». Данный международный акт предусматривает обязательство государства сообщать о своих действиях в отношении объектов ЮНЕСКО. Но остался ряд неурегулированных вопросов, которые требуют внесения изменения в 73й федеральный закон. Сергей Макаров отметил: «Сегодня государство, участник Конвенции, обязано информировать Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО о крупномасштабных восстановительных или строительных работах, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта культурного наследия. За 15 лет этот вопрос не урегулирован. Он особенно актуален для таких городов, как Санкт-Петербург и Ярославль. Учитывая, что нет законодательного закрепления понятия «крупномасштабные работы» с учетом размера объекта культурного объекта, сегодня действительно складывается противоречивая судебная практика. Как определить масштабность работ в рамках объекта культурного наследия, если его территория может занимать несколько тысяч гектаров. Один из вариантов решения, это внесение изменений в 73й ФЗ о определяющего понятие таких работ (например, производимые на территории 10% и более) и порядке их внутригосударственного согласования.

Алексей Михайлов, заместитель председателя Комитета по Государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга также подчеркнул важность законодательного урегулирования порядка согласования строительных работ на территории культурных объектов. Он отметил: «В Санкт-Петербурге объекты культурного наследия располагаются на территории более 26000 Га, и в отношении этих объектов ежегодно выдается более 350 заключений на строительные работы, от строительства подстанции до детского сада. По идее все эти проекты должны ехать на согласование в Париж. В законе есть разница в понимании. Наш закон требует согласования, хотя сам Комитет (культурного наследия ЮНЕСКО) не собирается ничего согласовывать. Можно ждать годы и ничего не дождаться. Отсутствует механизм, который будет урегулирован государством».

Также в рамках совместного заседания комитетов были затронуты особенности и проблемы правовой охраны озера Байкал, как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Об этом подробно рассказала Евгения Пуляевская, член Общественного совета при Росреестре, генеральный директор ООО «Иркутск Девелопмент». Она обратила внимание, что в настоящее время нет четкого отображения границ зон культурных объектов и их природохранных зон, отсутствует географическое описания границ. «Природоохранная зона для озера Байкал составляет до 80 км. Данные границы по байкальской природоохранной территории не внесены в ЕГРН». Также серьезная проблема связана с оформлением прав собственности на земельные участки в рамках природоохранной зоны, которые в настоящее время в массовом порядке оспариваются прокуратурой.» Евгения Пуляевская внесла на рассмотрение предложение о внесении изменений в законодательство: «Необходимо законодательное закрепление соотношение понятий «объект природного наследия» и «объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО», определить соотношение границ центральной экологической зоны природной территории и объекта всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал».

Председатель Комитета по законодательству Клуба инвесторов Москвы, доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия, Андрей Кирсанов рассказал о законодательной инициативе закрепления преимущественного права арендаторов на выкуп объектов культурного наследия. Он обратился с предложением к «Деловой России» и участникам заседания поддержать проект изменений в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Он добавил: «Конечно, преимущественное право на приватизацию объекта должно действовать, когда арендатор выполнил обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Также мы предлагаем, чтобы при приватизации такого объекта из его стоимости вычитались расходы арендатора на работы по сохранению объекта культурного наследия за исключением работ, которые связаны с приспособлением объекта к современному использованию, т.е. только работы по реставрации». Вадим Соловьев, генеральный директор АО «Распорядительная дирекция Минкультуры России», добавил «что Министерство культуры считает более актуальным выкуп объектов культурного наследия в собственность, «только собственность спасет памятники культуры, институт аренды должен уйти в прошлое». Но учитывая, что сейчас большое количество таких объектов находятся в аренде, он также поддержал эту инициативу, но с уточнением, что данное право должно распространяться на объектов, которые были переданы в аренду до определенного срока.

В завершении заседания участники круглого стола выступили с инициативой создания на базе Минстроя и Минкультуры межведомственной рабочей группы, которая по итогам мероприятия в ближайшее время выработает предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Даниил Селедчик предложил Минстрою собрать на площадке министерства заседание рабочей группы в ближайшее время. Данное предложение было поддержано заместителем директора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя Александром Беспаловым.

Владимир Путин: «Ситуация на рынке труда своеобразно себя ведет»
Владимир Путин провел совещание о состоянии рынка труда. На нем президент призвал не ждать, пока ситуация в экономике наладится сама собой
Стоит ли сейчас покупать квартиру или еще подождать? Мнения экспертов
Отели Москвы готовятся работать в условиях снятия ограничений по COVID
«Появятся прямые выплаты гражданам»: эксперты оценили план спасения экономики
Минстрой прогнозирует стабилизацию ввода жилья в 2020 году
Глава ведомства Владимир Якушев назвал ожидаемым падение ввода жилья в апреле-мае текущего года
Потребительский кризис ударил по России больнее, чем по КНР и США
Даже после снятия ограничений покупатели не наверстают спрос до конца года
Сбербанк становится продуктовым магазином
Сервис оптовых закупок «на полке», запущенный Сбербанком в 2018 году, стал доступен для физических лиц.
Партнёры