RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » В «Деловой России» прошло заседание экспертной группы по защите прав и законных интересов в рамках ТДК

В «Деловой России» прошло заседание экспертной группы по защите прав и законных интересов в рамках ТДК 05 декабря 2019

Заседание было посвящено обсуждению с ФОИВами аргументированных предложений по улучшению делового климата и снятию барьеров при ведении бизнеса, подготовленных экспертами

2 декабря на площадке «Деловой России» прошло очередное совместное заседание экспертной группы по защите прав и законных интересов в рамках механизма «Трансформация делового климата», посвященное обсуждению с федеральными органами исполнительной власти аргументированных предложений по улучшению делового климата и снятию барьеров при ведении бизнеса, подготовленных экспертами.

В заседании приняли участие члены комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России», экспертной подгруппы ТДК и представители ФССП России, Минюста России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФАС России, Росфинмониторинга, Минэкономразвитя России, Минфина России, МВД России. Модератором мероприятия традиционно выступила Екатерина Авдеева, как руководитель экспертной группы и председатель комитета.

ФОИВы прокомментировали свою позицию по предложениям, подготовленным экспертами. Письменную позицию предоставили не все, а только Банк России, Росфинмониторинг, Минфин России, МВД России, ФАС России, и следственный комитет Российской Федерации. ФССП России и Генеральная прокуратура Российской Федерации приняли решение о формировании позиции по итогам участия в заседании. Заседание прошло в активной дискуссии.

Первым блоком вопросов были рассмотрены предложения в сфере исполнительного производства в отношении регламентации сроков процессуальных действий, в том числе распределения и возврата излишне полученных денежных средств с должника, возврата денежных средств в случае прекращения , и исключения возможности взыскателя предоставлять реквизиты своего представителя для перечисления денежных средств, что обосновывалось возможностью взыскателя использовать перечисление денежных средств через своего представителя для лишения кредиторов или взыскателей по другим обязательствам возможности получения причитающихся им денежных средств, учитывая, что взыскатель может быть должником по иному исполнительному производству,  а также механизмов реструктуризации задолженности и регламента проведения медиации.

Представители ФССП России не поддержали идею с жесткими процессуальными сроками, так как убеждены, что без дополнительного финансирования их будет сложно исполнять, а потому установление их на законодательном уровне не решит проблему. Принято решение дополнительно проработать вопрос, так как несвоевременный возврат в случае взыскания двойной суммы или взыскания по исполнительному производству на основании решения, которое отменено создает большие сложности для законного владельца этих денежных средств и может повлечь серьезные негативные последствия.

Вопрос, связанный с предоставление реквизитов взыскателя не вызвал нареканий, так как все согласились, что действительно не стоит создавать предпосылки для уклонения от погашения кредиторской задолженности самим взыскателем, а на практике, к сожалению, эти случаи не единичны. Вопрос реструктуризации был доработан с учетом высказанных пожеланий со стороны МВД России, путем дополнительного обсуждения этого механизма до заседания Екатериной Авдеевой и Эльманом Мехтиевым. В ходе обсуждения была предложена конструкция с возможностью взыскателя не согласиться с рассрочкой, что позволило говорить о действительном балансе интересов. Возможность медиации не нашла поддержку у представителей ФССП России несмотря на то, что на предыдущем заседании другие представители ФССП России не высказали возражения. Возражения, высказанные представителями ФССП России в процессе обсуждения на данном заседании были недостаточно аргументированными и сводились к возможности взыскателя забрать исполнительный лист, что предполагает совершенно иной механизм. В итоге часть предложений была поддержана.

Эльман Мехтиев, президент НАПКА, как представитель профессионального коллекторского сообщества отметил , что в настоящее время в рамках суперсервисов вопрос сроков для ФОИВов станет выполним и будет зависеть от их дисциплинированности, желания выполнять требования и что законодательная инициатива, связанная со сроками вполне актуальна, в том числе им была поддержана  инициатива, связанная с пресечением возможности взыскателя получать денежные средства через своего представителя, возможность проведения медиации, а также с учетом дополнений и инициатива по реструктуризации. Итогом очень оживленной дискуссии стали договоренности о письменной позиции ФССП России, а со стороны Экспертной группы доработка некоторых обоснований, если ФССП России будут предоставлены дополнительные статистические данные.

По мероприятиям совершенствования порядка формирования банковских комиссий и применения банками норм Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», достичь компромисса в позициях предпринимательского сообщества и, органов исполнительной власти, Банка России было крайне тяжело. Руководитель подгруппы Александр Любосердов аргументированно отстаивал заявленные предложения. Некоторые инициативы, например, о публичном размещение реестра лиц, совершивших сомнительные операции и которым было отказано в их проведении, не получили поддержки Росфиномониторинга и ФАС России в связи с повышенными репутационными рисками для таких лиц. Предложения о внесении изменений в Федеральный закон №115-ФЗ в части отказа в совершении операции по решению суда не было поддержано, т.к.по мнению представителей Минфина России и Росфинмониторинга в Правительство РФ уже направлен законопроект, положения которого предотвратят неправомерные отказы в проведении операций кредитных учреждений. Банк России, представители которого не присутствовали на заседании, направил письменный отзыв, где практически по всем мероприятиям раздела высказался отрицательно. Основным аргументом стало наличие действующего механизма двухуровневой системы обжалования клиентами принятых в отношении них финансовыми организациями решений об отказе. Стоит отметить, что у всех участников заседания не вызвала вопросов необходимость законодательного закрепления обязанности кредитных учреждений официально информировать клиентов об отказах в проведении операций. Кроме того, все присутствующие ФОИВы неожиданно поддержали предложенные меры по ограничению заградительных тарифов комиссий, взимаемых кредитными учреждениями при закрытии счетов в рамках 115-ФЗ. Предложения группы по ограничению размеров комиссий и тарифов по эквайрингу не были поддержаны участниками совещания, представляющими органы государственной власти в связи с нерыночным характером предложенных мер. По всем вопросами было принято решение об экспертной доработке. При этом представители Минэкономразвития России особо отметили, что ведомства, участвующие в работе группы, должны представить свои конструктивные предложения по озвученным проблемам бизнеса.

Вопросы внесения изменений в УК и УПК РФ были тоже дискуссионными. Их представляли Екатерина Авдеева и руководитель подгруппы Алексей Касаткин. Первый вопрос был связан с подготовленными предложениями о внесении изменений в ст. 159 УК РФ, чтобы позволить правоприменителям квалифицировать мошенничество в сфере госконтракта по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ. Сегодня правоприменительная практика сводится к вменению ч. 4 ст. 159 УК РФ в случае инкриминирования хищений в сфере госконтрактов. Не стоит забывать, что хищением будет признаваться все случаи при определенных условиях даже, если все работы были приняты и их результатом заказчик благополучно пользуется. Квалификация по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ будет более точно соответствовать содеянному, т.к. госконтракт по своей правовой природе договор, а его исполнение разновидность предпринимательской деятельности. Такая квалификация решит серьезную проблему с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу без доказанной вины предпринимателя, а это позволит сохранить компании, улучшить деловой климат, сохранить рабочие места и многие другие позитивные изменения. При чем такая квалификация никак не повлияет на возможность суда назначить максимально строгое наказание и учесть особую общественную значимость исполнения госконтракта. Надлежащих аргументов МВД России и Генеральная прокуратура Российской Федерации  против этой инициативы не привела. Следует отметить, что Следственный комитет Российской Федерации поддержал это предложение Экспертной группы без замечаний. Предложение, связанное с отказом в возбуждении уголовного дела по налоговым составам, если до возбуждения уголовного дела все недоимки, штрафы и пени уплачены. концептуально поддержано Следственным комитетом Российской Федерации. МВД России и Генеральная прокуратура Российской Федерации не предоставила аргументированных возражения, хотя и не поддержали инициативу. Предложения о расширении полномочий прокурора поддержаны представителем Генеральной прокуратуры Российской Федерации с замечаниями юридико-технического характера, но вызывали возражения со стороны МВД России и Следственного комитета Российской Федерации. Вопрос повышения порога ч. 5 ст. 159 УК РФ не вызвал возражения со стороны МВД России, но Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации были представлены замечания, которые будут учтены при итоговой доработке предложений. Позиции Экспертной группы были изложены Екатериной Авдеевой и руководителем подгруппы Алексеем Касаткиным.

В конце заседания руководитель экспертной группы поблагодарила членов Экспертной группы, руководителей подгрупп за оперативную и слаженную командную работу, а представителей ФОИВов за конструктивные возражения. Все представители ФОИВов согласились с тем, что важно принимать участие еще на стадии заседаний подгрупп, которые формируют инициативы. В ближайшее время предложения будут скорректированы с учетом аргументированных замечаний ФОИВов и направлены для включения в проект распоряжения Правительства Российской Федерации об актуализации плана мероприятий «Трансформация делового климата». В декабре продолжится работа по обсужденным на заседании направлениям и начнут свою работу еще 3 подгруппы.


Не сыпь мне соль без йода
Есть ли у вас идеи?
Государство и бизнес пытаются выработать механизмы привлечения инвестиций в ЖКХ
Раскрыт размер возможной экономии при отказе от квитанций за услуги ЖКХ
Бизнес приветствовал одобрение Госдумой ограничения давления на предпринимателей
Уголовную с плеч
Защита бизнеса от 210-й статьи УК ускорит приток вложений
Бизнес рассчитывает на "потепление"
Опрошенные ТАСС уполномоченные по защите прав бизнеса, представители деловых объединений и адвокаты рассказали, что способствовать "потеплению" для бизнеса в этом году будут запущенная платформа для обращений "забизнес.рф", а также предложенные президенто
Развитие молодёжных бизнес-инициатив
Как поддержка оказывается предпринимательству, которое реализует стартап-проекты? Также в этом выпуске – репортаж Геннадия Сыркова "Стартапы миллениалов – бизнесменом может стать каждый?"
Партнёры