RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » В расширенном заседании генсовета «Деловой России» приняли участие Михаил Абызов и Андрей Никитин

В расширенном заседании генсовета «Деловой России» приняли участие Михаил Абызов и Андрей Никитин 28 ноября 2016

25 ноября в особняке на Делегатской прошло расширенное заседание генерального совета «Деловой России». Гостями мероприятия на этот раз стали министр РФ по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов и гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин.

В первой части мероприятия Андрей Никитин рассказал об итогах прошедшего 12 ноября в Ярославле совместного заседания президиума Госсовета и консультативной комиссии Госсовета. Оно было посвящено мерам по повышению инвестиционной привлекательности российских регионов.

Кроме того, он поздравил делороссов с «переломом с точки зрения формирования повестки»: по словам главы АСИ, в последний год количество отзывов от регионов и профильных ведомств о том, что повестка важнейших обсуждений сформирована при участии «Деловой России», «выросло кратно».

В мире, и в России в том числе, постоянно возникают новые отрасли, в будущем их будет ещё больше, при этом регулирования этих отраслей, очевидно, пока нет, констатировал Андрей Никитин. По его мнению, спрос на экспертизу регуляторики новых отраслей в будущем будет только расти. «Кто-то должен поднять этот флаг», – отметил гендиректор АСИ и предложил сделать это «Деловой России».

Наконец, он поблагодарил членов организации за поддержку развития среднего профессионального образования.

Вторая часть расширенного заседания генсовета прошла с участием министра по вопросам «Открытого правительства» Михаила Абызова. 30 ноября он представит премьер-министру России Дмитрию Медведеву паспорт реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) до 2024 года в рамках «проектного офиса». На первом этапе в реформе будут участвовать 12 ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС. Михаил Абызов рассказал делороссам, что ждать бизнесу от реформы.

Проектный подход позволит сделать результаты совершенствования КНД максимально понятными, ощутимыми и измеримыми, убеждён министр. По его словам, реформа направлена на достижение трёх целей: радикальное сокращение вреда и ущерба в результате несчастных случаев, сокращение административного давления на бизнес и оптимизацию работы контрольно-надзорных органов. Для их достижения планируется реализовать восемь проектов, которые направлены на уход от «палочной» и «сплошняковой» системы госконтроля.

В частности, предполагается внедрение риск-ориентированного подхода в работе контрольно-надзорных органов: проверочные мероприятия должны быть сконцентрированы в первую очередь на объектах, представляющих наиболее высокие риски с точки зрения безопасности.

«В этом плане от реформы уже есть практическая отдача. Мы активно работаем с Генеральной прокуратурой, которая осуществляет надзор за надзорами и утверждает плановые и внеплановые проверки. В прошлом году от надзорных ведомств были поданы заявки на проведение в 2016 году 657 тыс. проверок. Мы провели с ними большую работу по систематизации объектов по категориям риска. В этом году подано заявок на 463 тыс. плановых проверок для проведения в следующем году, то есть почти на 200 тыс. меньше. Ожидается, что из них ещё около 100 тыс. проверок будут сняты», — привёл пример Михаил Абызов.

Основные издержки бизнес несёт не от санкций и встреч с инспекторами, а от выполнения устаревших обязательных норм и правил, предусмотренных системой госконтроля, отметил министр. Поэтому пересмотр и систематизация обязательных требований станет ключевым направлением реформы. Здесь необходимо с помощью бинес-сообщества определить направления главного удара, которые дали бы результаты уже в 2017 году, подчеркнул он. В первую очередь требования планируется систематизировать в таких сферах, как общепит, офисы, ритейл и производство пищевых продуктов.

Быстрые результаты может принести использование чек-листов, в которые должны быть включены требования, предъявляемые к предприятиям самого высокого уровня риска. Именно на проверке этих требований и должны будут сконцентрироваться инспекторы. На чек-листах предлагается размещать QR-коды, которые позволят увидеть информацию о проверке во всех информационных системах и дадут возможность получения обратной связи от предпринимателя. Результативной при этом будет считаться и та проверка, в ходе которой никаких нарушений не выявлено, подчеркнул Михаил Абызов.

«С помощью Экспертного совета при правительстве РФ и бизнес-объединений нам удалось изменить подход, при котором каждая проверка должна заканчиваться актом и выявлением нарушения, — сказал Михаил Абызов. — Нам важно сейчас перевести работу контрольно-надзорных органов с "палочной" системы на их ответственность по конечному результату. И оценивать мы их должны не по тому, сколько они провели проверок, а по тому, какие угрозы реализовались в их сферах ответственности. Эта система сейчас отрабатывается. Она идёт с большим сопротивлением некоторых наших надзорных органов, которые не готовы или не хотят переходить на такую модель».

Одно из важнейших направлений реформы — расширение работы по профилактике нарушений. Взаимодействие инспекторов с проверяемыми субъектами должно строиться в формате не полицейском, а партнёрском, с элементами консультаций и выработки совместных решений, считает министр по делам «Открытого правительства». Для этого необходимы изменения и в подготовке кадрового состава контрольно-надзорных ведомств. В 2017 году планируется запуск дистанционного обучения инспекторов и создание библиотеки лучших практик, сообщил он. Чтобы оценить эффективность работы ведомств, их территориальные управления могут обязать проводить ежеквартальные дни открытых дверей и приглашать туда местные бизнес-объединения. «Это даст возможность всем посмотреть, за что штрафуют, что проверяют и какие типовые нарушения», — объяснял министр.

Другое важное направление реформы госконтроля — информатизация. Внедрение информационных технологий не только позволит упростить взаимодействие проверяющих и проверяемых, но и будет способствовать снижению коррупционных рисков, не сомневается Михаил Абызов. «Наша задача — не спецоперации проводить. Мы ставим цель максимального развития бесконтактного взаимодействия между инспектором и поднадзорным субъектом. Нет контакта — меньше возможностей для коррупции», — отметил он.

Коррупционные риски связаны и с низкими зарплатами инспекторов. Так, инспектор федерального территориального органа получает 15 тыс. руб. в месяц, в то время как его коллега в региональном органе контроля и надзора получает 27–28 тыс. руб. Ситуация на федеральном уровне, внутри Садового кольца и в регионах очень сильно различается, поэтому нужно создать постоянные механизмы взаимодействия, подчеркнул Михаил Абызов.

Если на федеральном уровне число проверок действительно стало сокращаться, то на региональном и, особенно, на муниципальном уровне оно, напротив, растёт. Но поскольку это отдельная субстанция власти, никаких решений в отношении муниципальных надзорных ведомств, кроме рекомендательных, пока не принято, посетовал министр.

Одним из контрольно-надзорных органов, с деятельностью которого связаны наибольшие опасения представителей бизнес-сообщества, является Федеральная антимонопольная служба. Она готовит национальный план развития конкуренции в России и соответствующий указ президента, который значительно расширяет полномочия антимонопольного ведомства. Делороссы признали, что проект указа улучшился после проработки на площадке «Открытого правительства», однако указали на сохранение рисков усиления административного давления на бизнес. Михаил Абызов призвал «Деловую Россию» и другие бизнес-объединения к совместному обсуждению недостатков, которые они видят в работе ФАС. «Если говорить стратегически про указ, то моя позиция такова: ФАС в перспективе должна становиться более независимым от правительства и самостоятельным регулятором», — сказал министр.

В заключение встречи он выразил готовность обсуждать и доводить до положительного или отрицательного результата каждое предложение «Деловой России».

Смотреть все фотографии

Новый оборот
Малому бизнесу упростят льготное кредитование
Штраф и трепет
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Партнёры