Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Важнейшее антикризисное мероприятие

Важнейшее антикризисное мероприятие 03 февраля 2015

Михаил Розенфельд, член генерального совета «Деловой России».

На прошлой неделе российское правительство опубликовало антикризисный план, однако в разделе про снижение издержек бизнеса есть только пункт про ослабление антимонопольного контроля для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой. При этом в документе нет ни слова о снижении числа проверок, на которые каждая компания тратит в среднем 50 тыс. рублей ежегодно.

Контрольно-надзорная деятельность (КНД) в ее сегодняшнем варианте дорого обходится и государству. Организация проверок стоит властям, по разным оценкам, от 2% до 5% ВВП. Таким образом, изменение подхода к КНД способно помочь экономическому росту страны, особенно в текущей кризисной ситуации.

Я считаю, что снижение числа проверок, повышение их эффективности и результативности должно стать важнейшим антикризисным мероприятием.

Какие меры нужно предпринять, чтобы увеличить эффективность КНД? В первую очень, проверяющие органы должны рационально использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы. Нужно избежать дублирования функций, некомпетентности проверяющих, избыточных и часто невыполнимых требований, а также создания невыносимых условий для бизнеса.

Отчет по новой форме декларации включает теперь немыслимые объемы сведений. Например, в торговых сетях по 75 тысяч входящих счетов-фактур ежеквартально, а общий объем декларации достиг 200 тысяч страниц (!).

Однако эффективность контроля определяется не по количеству проверок и взысканных штрафов, а по стабильности работы предприятий и целых отраслей. С этим-то как раз проблема. К дверям каждого магазина проверяющего, как околоточного при царизме, не приставишь.

Эффективность существующей системы контроля оценил президент Владимир Путин. В своем ежегодном послании Федеральному собранию он предложил государству и бизнесу партнерские отношения на основе «философии общего дела», что среди прочего требует отказ «от тотального бесконечного контроля» предпринимателей.

По мнению президента, бизнес должен быть избавлен от навязчивого надзора и контроля, должна быть обеспечена публичность каждой проверки. Именно с этой целью с 2015 года начинает работать Единый реестр проверок, который позволит «отрезать заказные проверки». Кроме того, с этого года начинает действовать практика: если компания три года не имела нарушений, то на три следующих года она освобождается от плановых проверок.

Контроль, нельзя не согласиться, действительно стремится стать тотальным. Однако, объективно говоря, он в большей степени имеет имитационный характер, у него задача психологического устрашения – напугать и заставить работать, как предписано. При этом противоречивость ведомственных документов не устраняется, изначально создавая ловушку и «обвинительный уклон». Работать и ничего не нарушить – такое где-то бывает, но только не в России. Контроль не является инструментом, выявляющим нарушения и помогающим предпринимателям устранять. И наказание даже за серьезные нарушения не являются неотвратимыми. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти проверяют только 4% подконтрольных субъектов ежегодно.

Чтобы цены повышать было невыгодно, должен срабатывать рыночный, а не принудительный механизм. Проверки качественно ситуацию не изменят.

«Деловая Россия» выступает за необходимость перехода к риск-ориентированного подходу. Суть его можно объяснить в двух словах так: проверять следует те компании, в деятельности которых существуют большие риски и значительный ущерб.

Внедрение такого подхода позволит избежать «институциональной ловушки», изменит цель и характер проверок, будет стимулировать предпринимателя устранять риски, а государство обяжет вмешиваться только в тех случаях, когда без этого нельзя обойтись. Бизнес обращает внимание властей на принципиальную значимость этого вопроса.

Партнёры