RU / EN
Главная » Регионы » Точка зрения » Важно сформировать «пул» экспортных ДВ-товаров и брендировать их для иностранцев

Важно сформировать «пул» экспортных ДВ-товаров и брендировать их для иностранцев 20 декабря 2017

Реализация политики "Восточного вектора" в части создания брендов для экспорта дальневосточных товаров в последнее время начала активно обсуждаться на разных уровнях власти. О том, насколько это актуально для региона, РИА "Дейта" побеседовала с председателем приморского отделения "Деловой России", экспертом ОНФ Алексеем Тимченко.

- Алексей Павлович, прозвучавшее недавно на краевой конференции предпринимателей предложение создать единый, так называемый "зонтичный бренд", к примеру "Сделано в Приморье" для продвижения дальневосточных товаров в страны Азиатско-тихоокеанского региона действительно актуально?

- Конечно. В 2017 году за три полных отчетных квартала экспорт товаров с Дальнего Востока России увеличился на 31%. На сегодня в Дальневосточном федеральном округе мы занимаем ведущую позицию по экспортно-импортным операциям, в общероссийском рейтинге мы на 24 месте, что с одной стороны неплохой, с другой, явно недостаточно для того, чтобы полноценно реализовать политику так называемого "Восточного вектора". "Деловая Россия" в Приморье сегодня активно работает над тем, чтобы наш экспорт увеличивался, равно как и росло внутреннее потребление качественных товаров и услуг. Так, мы реализуем несколько проектов - "Сделано в Приморье", "Компетенция", "Профстажировки". Их цель - создание условий для производства качественных и конкурентноспособных товаров в регионе и их продвижение на внешнем и внутреннем рынках. Как видите, если говорить о "Сделано в Приморье" как о некоем товарном имени собственном, то у нас оно существует и работает уже свыше двух лет, и работает достаточно успешно. В рамках данного проекта ряд производственных компаний региона производят товары и продукцию, которая пользуется спросом не только во многих российских регионах, но и в странах АТР. Сегодня это инженерные конструкции и строительные комплектующие, технические средства, упаковочные материалы и так далее. Мы надеемся, что перечень таких товаров будет расти, главное - начало положено и у нас есть неплохой опыт в этом отношении, мы готовы его развивать и делиться им - на общее благо развития региона и повышения благосостояния его жителей...

- Сегодня, по официальной статистике, приоритеты краевого экспорта - рыбопродукция, это более 35%, продукты нефтепереработки - более 20%, древесина и изделия из нее - около 15%. В то же время у основных торговых партнеров нашего региона - Китая, Южной Кореи, Вьетнама, Японии - есть спрос на товары, который, как полагают многие эксперты, может быть реализован за счет бизнеса Приморья. Это такие товары как подсолнечное масло, мясо и продукты из мяса, крепкие спиртные напитки, безалкогольные напитки, мед, мороженое, питьевая вода, деревянная тара и продукция из древесины. Реально ли воплощение в жизнь такого сценария?

- Реально, и к этому нужно стремиться. Тут, по нашему мнению, есть несколько ключевых стратегических направлений, по которым нужно действовать для того, чтобы расширить экспорт. Нужно уходить от сырья в сторону продукции с высокой добавленной стоимостью, то есть к готовым товарам. Это особенно актуально для таких отраслей как дереывообработка и добыча водных биологических ресурсов. Про последнее на прошлой неделе, как Вы помните, спрашивали даже Президента страны на ежегодной пресс-конференции. Поэтому нужно перерабатывать здесь морепродукты и древесину и экспортировать уже готовые изделия. И вот для них то и нужны бренды, чтобы было их однозначное восприятие потребителями. Такие товары как кондитерские изделия, масло, мед, мороженое зачастую уже брендированы у нас, но для иностранного производителя часто нужно создавать новые бренды и названия. Вообще, международный нейминг, то есть формирование названий для товаров, это отдельная сложная маркетинговая тема... Кстати, анализ статистики экспорта и данные нашей работы показывают, что страны Тихоокеанской Азии потенциально заинтересованы даже в большем количестве товаров, и мы можем производить их или уже производим...

- И это то, что можно производить на уровне региона?

- Да. Например, это уже упомянутые алкогольные напитки, мука и крупы, детское питание, ассортимент которых может быть различным в зависимости от страны экспорта. Это кожевенное сырье, пушнина и изделия из меха - это направление дало 26% прироста в экспорте за первое полугодие 2017 года при том, что у нас оно сегодня работает не слишком-то активно. Давайте не будем забывать о том, что из-за снижения курса рубля по отношению к резервным валютам у нас стабильно растет въездной туризм. А это - отдельная сфера товарного потребления, и, соответственно, сбыта - прежде всего, речь идет о торговле сувенирами, продукцией легкой промышленности. Все подобные товары - это как раз продукция малых предприятий, частных предпринимателей, либо компаний краевого уровня. То есть мы можем решать сразу несколько задач - увеличивать экспорт, развивать сферу туризма, а также способствовать развитию малого предпринимательства и среднего бизнеса, доля которого у нас по-прежнему крайне невелика... Кроме того, сам по себе въездной туризм - это отдельная коммуникативная площадка для позиционирования наших товаров, рассказа про них иностранцам и их визуализации для них. Тут еще надо многое делать для того чтобы показать "товар лицом"...

- А с какими проблемами кроме отсутствия единого бренда наши производители сталкиваются при экспорте?

- Их в общем немало, и бизнесу без содействия властей тут не обойтись. Возьмем, к примеру Китай - наш "якорный" партнер в Азиатско-тихоокеанском регионе, Так вот - только для того чтобы выкупить ходовое брендовое название или зарегистрировать могут быть расходы до миллиона рублей по курсовой стоимости юаня. Есть проблемы и с менталитетом. Например, наши продукты питания традиционно пользуются спросом - они считаются экологически чистыми и качественными. Но при этом анализ ассортимента торговых сетей в крупных городах Поднебесной показывает, что мед и дикоросы считаются лучшими новозеландские, кондитерские изделия - швейцарские или другие европйские, и так далее. То есть нужно создавать устойчивый имидж нашим товарам, и делать это системно. Отдельная тема - оформление различных сертификатов, разрешений и других документов, которые нужны по обе стороны границы. Если будут соответствующие двух- и многосторонние договоренности властей делать это ориентированному на международную торговлю бизнесу будет намного проще и быстрее...

- Но все же, что лучше для улучшения экспорта дальневосточных товаров - так называемый зонтичный бренд, который "закрывает" всю продукцию региона или отдельные бренды для товаров?

- Одно не исключает другого. Проблема в том, что для того, чтобы создать единый товарный бренд для всех товаров региона, нужно чтобы у иностранных потребителей сформировалось как минимум первоначальное восприятие региона как территории, где качественно производят то-то и то-то. Сегодня такого практически нет. Поэтому рациональнее создавать объединяющий бренд и суб-бренды, касающиеся уже непосредственно конкретного товара. Например, условно, "Приморский стиль" как региональный зонтичный бренд, и "Уссурочка" как, например, конфеты, ассоциированные с регионом. Но, повторюсь, тут много особенностей, в том числе этническое и языковое восприятие, а также то, как название будет переводиться на другие языки. Поэтому работа эта должна вестись совместно бизнесом и властями, и быть частью единой стратегии развития региона. Думаю, что самая реально-выполнимая идея - создать "пул", то есть набор, приморских и дальневосточных товаров и системно продвигать их на рынки АТР...

РИА Дейта.ru

Партнёры