RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Выступление Бориса Грызлова на открытии Форума «Наш шанс в условиях сырьевой экономики»

Выступление Бориса Грызлова на открытии Форума «Наш шанс в условиях сырьевой экономики» 21 июня 2005

Уважаемые коллеги! Проблемы, включенные в повестку дня Форума, относятся к числу наиболее актуальных для нашей страны. Полагаю, что обсуждение этих вопросов на экспертном уровне является заметным шагом к выработке и – в дальнейшем – реализации последов

Достигать согласия по вопросу о том, нужен ли нам отход от сырьевой экономики, нет необходимости. Такое согласие уже есть. Но о механизмах этого еще предстоит договориться.

Надежда на "невидимую руку рынка", которая аккуратно расставит все на свои места, осталась в начале 90-х годов прошлого века. Современный мир требует от государств и экономик высокой степени конкурентоспособности, а эта задача, в свою очередь, требует активной государственной политики. Недавно в этом отношении был сделан важный шаг: Государственная Дума приняла в первом чтении законопроекты по вопросам создания и функционирования особых экономических зон.

Россия нуждается в сокращении зависимости от мировой конъюнктуры цен на сырье. Только так мы можем гарантировать нашу независимость, наш суверенитет в XXI веке. Мы должны сохранить – и по возможности расширить – долю на мировом рынке продукции тех отраслей, которые конкурентоспособны уже многие годы. Это не только сырье – нефть, газ и лес. Это аэрокосмическая отрасль, военно-промышленный комплекс, ядерная энергетика, химическая промышленность. Если эти отрасли будут терять свои позиции на мировом рынке, мы не выполним задачи по удвоению ВВП, и, в конечном счете, поставим под угрозу наш суверенитет. Поэтому необходимость государственной поддержки этих отраслей очевидна. Но при этом страна должна развиваться, а не уходить в глухую оборону от тенденций мирового рынка.

Кстати говоря, буквальное понимание удержания мировых позиций в сырьевых отраслях приводит к серьезным экономическим потерям. Например, экспорт круглого леса оборачивается не столько увеличением доходов, сколько потерями – в десятки раз! На российско-китайской границе строятся сотни фабрик по обработке нашего леса, создаются тысячи рабочих мест – но с китайской стороны. Так что же нам рынок не диктует: нужно создавать добавленную стоимость и самим перерабатывать лес, хотя бы в евродоску. Впору задуматься о законодательном запрете экспорта круглого леса.

Создание особых экономических зон – значимая мера, но она не должна оставаться единичной. Необходим новый этап налоговой реформы, включающий как дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, так и совершенствование налогового администрирования. По-прежнему остро стоит проблема административного давления на бизнес. У депутатов уже подготовлены поправки, касающиеся, в частности, отмены НДС с авансовых платежей. Необходима кредитная политика, повышающая доступность кредитов для малого и среднего бизнеса, для населения.

Мы приняли пакет жилищного законодательства, заложив в него механизмы поддержки ипотечного кредитования. Но как смогут российские семьи воспользоваться ипотекой и улучшить свои жилищные условия, если ставка ипотечного кредитования составляет 18 % годовых? Сравните, под сколько процентов государство отдает за границу средства Стабилизационного фонда, и под сколько процентов предлагают получить кредит тому, кто живет в России. И это в то время, когда бюджет получает дополнительные доходы и ситуация вполне позволяет снизить для граждан ставки по ипотечному кредиту как минимум до уровня инфляции.

Дополнительные доходы сверх Стабилизационного фонда должны рассматриваться как инвестиционный фонд и использоваться на внутренние инвестиции. Таких инвестиций требует в первую очередь система ипотечного кредитования, строительство автомобильных дорог, в том числе платных, и система лизинга, в том числе, сельскохозяйственной техники. И заметьте, эти инвестиции могут осуществляться на возвратной основе – полной или частичной.

Реальность такова, что никто, кроме государства, сейчас не вкладывает средства в инфраструктурные проекты. Но в первоначальном варианте бюджета на будущий год мы не видим понимания этой задачи. В инвестиционный фонд предлагается направить менее ста млрд. рублей. Не предусматриваются меры для повышения производительности труда, не предусматриваются достаточные инвестиции в образование и здравоохранение, в развитие "человеческого капитала". Нельзя надолго откладывать повышение зарплаты в бюджетной сфере – иначе модернизировать будет нечего.

Первый вариант бюджета на 2006 год основан на принципе: деньги – отдельно, экономика – отдельно. Но бюджет должен обеспечить связку между финансами и экономикой, должен обеспечить механизмы использования дополнительных доходов.

В экономическом блоке Правительства считают, что "замораживание относительного уровня инвестиционных расходов (и даже их некоторое снижение) в 2007-2008 годах является платой за увеличение социальной нагрузки бюджета и дальнейшее наращивание стабилизационного фонда". Мы тоже считаем, что зарплату в бюджетной сфере необходимо повышать, но в условиях высоких дополнительных доходов это можно делать и не в ущерб инвестициям.

Авторы поступающих в Государственную Думу законопроектов по экономическим проблемам в большинстве случаев достаточно четко формулируют цели, которых они хотели бы добиться. Законопроектов с высоким уровнем юридической техники, к сожалению, уже меньше. И еще меньше законопроектов, за которыми стоит детальный прогноз, глубокая экспертная проработка вопроса. Это отставание в экспертном обеспечении осложняет реализацию многих интересных и нужных для страны проектов.

Наибольшие нарекания у депутатов вызывают, и это понятно, недостаточно качественные прогнозы Правительства. Недавно последствиями одного из таких прогнозов стали поправки в закон о бюджете на 2005 год.

Полагаю, что для решения данных проблем необходима совместная работа представителей общественности, бизнеса и власти. Но при этом нельзя забывать, что перед нами стоит задача интегрировать разнообразие экспертных мнений и оценок, а также разнообразие политических взглядов, в государственную политику, реализуемую, в том числе, посредством законодательных механизмов.

У нас есть основания рассматривать сегодняшнюю встречу как продолжение уже начатой дискуссии вокруг задач укрепления доверия между участниками экономических процессов, создания "точек роста", преодоления комплекса "догоняющего развития". Хотел бы в этой связи еще раз отметить, что на сегодняшний день в России сложились благоприятные условия для ускорения экономического роста, и необходимо воспользоваться этими условиями. У нас действительно есть шанс. Более подходящего момента, более благоприятных условий в дальнейшем может и не быть.

Убежден, что Форум внесет свой вклад в развитие широкого общественного диалога. Ведь только благодаря такому диалогу политика государства сможет ориентироваться на реальные интересы граждан, отвечать на вопросы сегодняшнего, а не вчерашнего дня.

Желаю участникам и гостям Форума успехов и максимально результативной работы!

Теги:
Партнёры