RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Выступление Бориса Грызлова на открытии Форума «Наш шанс в условиях сырьевой экономики»

Выступление Бориса Грызлова на открытии Форума «Наш шанс в условиях сырьевой экономики» 21 июня 2005

Уважаемые коллеги! Проблемы, включенные в повестку дня Форума, относятся к числу наиболее актуальных для нашей страны. Полагаю, что обсуждение этих вопросов на экспертном уровне является заметным шагом к выработке и – в дальнейшем – реализации последов

Достигать согласия по вопросу о том, нужен ли нам отход от сырьевой экономики, нет необходимости. Такое согласие уже есть. Но о механизмах этого еще предстоит договориться.

Надежда на "невидимую руку рынка", которая аккуратно расставит все на свои места, осталась в начале 90-х годов прошлого века. Современный мир требует от государств и экономик высокой степени конкурентоспособности, а эта задача, в свою очередь, требует активной государственной политики. Недавно в этом отношении был сделан важный шаг: Государственная Дума приняла в первом чтении законопроекты по вопросам создания и функционирования особых экономических зон.

Россия нуждается в сокращении зависимости от мировой конъюнктуры цен на сырье. Только так мы можем гарантировать нашу независимость, наш суверенитет в XXI веке. Мы должны сохранить – и по возможности расширить – долю на мировом рынке продукции тех отраслей, которые конкурентоспособны уже многие годы. Это не только сырье – нефть, газ и лес. Это аэрокосмическая отрасль, военно-промышленный комплекс, ядерная энергетика, химическая промышленность. Если эти отрасли будут терять свои позиции на мировом рынке, мы не выполним задачи по удвоению ВВП, и, в конечном счете, поставим под угрозу наш суверенитет. Поэтому необходимость государственной поддержки этих отраслей очевидна. Но при этом страна должна развиваться, а не уходить в глухую оборону от тенденций мирового рынка.

Кстати говоря, буквальное понимание удержания мировых позиций в сырьевых отраслях приводит к серьезным экономическим потерям. Например, экспорт круглого леса оборачивается не столько увеличением доходов, сколько потерями – в десятки раз! На российско-китайской границе строятся сотни фабрик по обработке нашего леса, создаются тысячи рабочих мест – но с китайской стороны. Так что же нам рынок не диктует: нужно создавать добавленную стоимость и самим перерабатывать лес, хотя бы в евродоску. Впору задуматься о законодательном запрете экспорта круглого леса.

Создание особых экономических зон – значимая мера, но она не должна оставаться единичной. Необходим новый этап налоговой реформы, включающий как дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, так и совершенствование налогового администрирования. По-прежнему остро стоит проблема административного давления на бизнес. У депутатов уже подготовлены поправки, касающиеся, в частности, отмены НДС с авансовых платежей. Необходима кредитная политика, повышающая доступность кредитов для малого и среднего бизнеса, для населения.

Мы приняли пакет жилищного законодательства, заложив в него механизмы поддержки ипотечного кредитования. Но как смогут российские семьи воспользоваться ипотекой и улучшить свои жилищные условия, если ставка ипотечного кредитования составляет 18 % годовых? Сравните, под сколько процентов государство отдает за границу средства Стабилизационного фонда, и под сколько процентов предлагают получить кредит тому, кто живет в России. И это в то время, когда бюджет получает дополнительные доходы и ситуация вполне позволяет снизить для граждан ставки по ипотечному кредиту как минимум до уровня инфляции.

Дополнительные доходы сверх Стабилизационного фонда должны рассматриваться как инвестиционный фонд и использоваться на внутренние инвестиции. Таких инвестиций требует в первую очередь система ипотечного кредитования, строительство автомобильных дорог, в том числе платных, и система лизинга, в том числе, сельскохозяйственной техники. И заметьте, эти инвестиции могут осуществляться на возвратной основе – полной или частичной.

Реальность такова, что никто, кроме государства, сейчас не вкладывает средства в инфраструктурные проекты. Но в первоначальном варианте бюджета на будущий год мы не видим понимания этой задачи. В инвестиционный фонд предлагается направить менее ста млрд. рублей. Не предусматриваются меры для повышения производительности труда, не предусматриваются достаточные инвестиции в образование и здравоохранение, в развитие "человеческого капитала". Нельзя надолго откладывать повышение зарплаты в бюджетной сфере – иначе модернизировать будет нечего.

Первый вариант бюджета на 2006 год основан на принципе: деньги – отдельно, экономика – отдельно. Но бюджет должен обеспечить связку между финансами и экономикой, должен обеспечить механизмы использования дополнительных доходов.

В экономическом блоке Правительства считают, что "замораживание относительного уровня инвестиционных расходов (и даже их некоторое снижение) в 2007-2008 годах является платой за увеличение социальной нагрузки бюджета и дальнейшее наращивание стабилизационного фонда". Мы тоже считаем, что зарплату в бюджетной сфере необходимо повышать, но в условиях высоких дополнительных доходов это можно делать и не в ущерб инвестициям.

Авторы поступающих в Государственную Думу законопроектов по экономическим проблемам в большинстве случаев достаточно четко формулируют цели, которых они хотели бы добиться. Законопроектов с высоким уровнем юридической техники, к сожалению, уже меньше. И еще меньше законопроектов, за которыми стоит детальный прогноз, глубокая экспертная проработка вопроса. Это отставание в экспертном обеспечении осложняет реализацию многих интересных и нужных для страны проектов.

Наибольшие нарекания у депутатов вызывают, и это понятно, недостаточно качественные прогнозы Правительства. Недавно последствиями одного из таких прогнозов стали поправки в закон о бюджете на 2005 год.

Полагаю, что для решения данных проблем необходима совместная работа представителей общественности, бизнеса и власти. Но при этом нельзя забывать, что перед нами стоит задача интегрировать разнообразие экспертных мнений и оценок, а также разнообразие политических взглядов, в государственную политику, реализуемую, в том числе, посредством законодательных механизмов.

У нас есть основания рассматривать сегодняшнюю встречу как продолжение уже начатой дискуссии вокруг задач укрепления доверия между участниками экономических процессов, создания "точек роста", преодоления комплекса "догоняющего развития". Хотел бы в этой связи еще раз отметить, что на сегодняшний день в России сложились благоприятные условия для ускорения экономического роста, и необходимо воспользоваться этими условиями. У нас действительно есть шанс. Более подходящего момента, более благоприятных условий в дальнейшем может и не быть.

Убежден, что Форум внесет свой вклад в развитие широкого общественного диалога. Ведь только благодаря такому диалогу политика государства сможет ориентироваться на реальные интересы граждан, отвечать на вопросы сегодняшнего, а не вчерашнего дня.

Желаю участникам и гостям Форума успехов и максимально результативной работы!

Теги:
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры