RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Выступление Бориса Титова на XII Съезде «Единой России»

Выступление Бориса Титова на XII Съезде «Единой России» 23 сентября 2011

Основным локомотивом роста должна стать новая высокотехнологичная индустриализация страны.

Меня попросили доложить о результатах секции «Новая Экономика»

При всей важности других тем, социальной или строительства гражданского общества, все-таки тема экономики, надеюсь,   станет ключевой  в работе  депутатов новой государственной думы, потому что экономическое процветание и стабильность – ключ к решению многих проблем в современном обществе. Мы считаем, что уже сегодня нужно формировать облик новой экономики России  нужно уже сейчас, равно как и определить путь – «дорожную карту» перехода к ней.

Секция получилась интересная – много дискуссий – в некоторых вопросах не было общей точки зрения – например оценке 90-х.

Но при всех различиях можно с уверенностью сказать, что по основным пунктам сформировался консенсус.

Политика 2000-х – как мы её назвали политика «наведения порядка», макроэкономической, бюджетной, административной, институциональной стабилизации дала свои положительные результаты - мы преодолели  проблемы  шоковых реформ 90-х годов.

Кроме того, именно эта политика – накопленные резервы - позволили нам достаточно легко преодолеть кризис 2008 – 2009 годов. 

Вместе с тем, в этот период проявили себя и ряд негативных явлений.
И, прежде всего - экспортно-сырьевая зависимость, высокая доля государственного сектора, снижение уровня перерабатывающих и высокотехнологичных производств, низкий уровень конкуренции, и что также негативно сказывается на развитии страны - рост иждивенческих настроений у населения.

Но политика «стабилизации», основанная на сырьевой модели развития экономики, уже не может обеспечить дальнейший рост. Об этом нам убедительно рассказала на секции Министр Экономического развития Эльвира Набиуллина .

Она подчеркнула, что «новыми маховиками роста должны стать инвестиционный климат и инвестиции в инфраструктуру, знания и технологии»

3. Сегодня, необходим переход к новой модели развития экономики, «конкурентной модели  ускоренного диверсифицированного экономического роста». 

Основным локомотивом такого роста должна стать новая высокотехнологичная «индустриализация страны».
Главная целевая задача новой индустриализации -   масштабное создание новых современных высокопроизводительных рабочих мест.

4. Для реализации этих планов необходимо создание благоприятного делового климата в стране, при этом лучшего, чем в странах конкурентах.

Все это подводит к однозначному выводу - экономика России требует системных преобразований. Судебная система, банковская, налоговая, образовательная и инфраструктурная политика государства должны быть приведены в соответствие с целями новой экономической политики.

Все эти предложения подробно изложены в Резолюции. Остановлюсь лишь на том, что необходимо по нашему мнению в первую очередь:

- самое важное - необходимо начать не на словах, а на деле, жесткую бескомпромиссную борьбу с коррупцией и  за снижение административных барьеров

- второе – необходимо перестроить налоговую систему в соответствии с задачами развития -  совершить налоговый манёвр.  Должно произойти перераспределение налоговой нагрузки - снижение налогов на производство – НДС, налога на прибыль, страховых платежей – и их компенсация  налогами на потребление и природную ренту –  повышением акцизов на табак, алкоголь, введением  налога на недвижимость, модернизацией НДПИ.

Кроме того,  налоги должны носить стимулирующий характер. Необходимо уменьшение налоговой нагрузки на бизнес, создающий новые рабочие места, а также на инновационный бизнес.

- третье - тарифы на энергоресурсы – они должны быть не высокие, не низкие – они должны быть конкурентные – соответствовать спросу и предложению

- и четвертое - инфраструктура: автомобильные и железнодорожные дороги, аэропорты, электрические сети, газопроводы, телекоммуникации, водопроводы и пр. Необходимо приступить к ее масштабному развитию, иначе отсталость не только скажется на конкурентоспособности страны, но  нам грозит реальная перспектива увеличения числа техногенных катастроф.

Но как приступить к переходу к новой экономике?
 
Можно потратить время и сформировать программу масштабных макроэкономических реформ – что будет непросто и, предполагаю, закончится как всегда ничем. Ведь у двух экспертов всегда не менее трех мнений, и Минфин точно сыграет свою тормозящую роль, да и бюрократия не сдаётся.

Поэтому мы считаем, что Первым этапом «Дорожной карты» «Новой индустриализации»,  могло бы стать создание  десяти-пятнадцати  модельных наиболее эффективных территориально-производственных комплексов, проектов федерального уровня, как мы их называем, федеральных кластеров.

Создание кластеров позволит начать переход к новой экономике «снизу», на базе проектного подхода, не дожидаясь системных макроэкономических изменений, и позволит:

  • Обойти бюрократические и коррупционные барьеры. Создать зоны - «очаги» прозрачной эффективной «новой экономики».
  • Снизить риски реформирования, избежав эффекта «шоковой терапии». Обеспечить большую поддержку реформ со стороны населения.
  • Точнее определить болевые проблемные точки экономики

Очень важно выстроить правильную и эффективную систему управления «Дорожной картой», она должна быть построена на новых принципах проектного управления, с обязательным условием отделения функций управления развитием от функций управления текущими процессами в экономике. Её администрированием должны заниматься профессиональные  управленцы, а не чиновники, которые её успешно похоронят. Необходимо  создать Администрацию Развития, в числе первоочередных задач которой станут: отбор проектов; разработка с привлечением экспертов стратегии их реализации; подготовка мер государственной поддержки каждого из проектов в отдельности.

Первые 10-15 территориально-производственных кластеров в течение уже пяти лет могли бы создать не менее 1 миллиона новых высокопроизводительных рабочих мест, а опыт создания и реализации опорных пилотных проектов позволит  тиражировать положительные эффекты на другие сектора  экономики, и  уже на базе практических результатов даст возможность приступить к масштабному реформированию системы в целом, что к 2020 году  обеспечит задачу вхождения России в пятёрку ведущих экономик мира и рост подушевых доходов населения до 35 тыс. евро в год.

Теги:
Технократный рост
Каких преобразований ждут от кабмина Михаила Мишустина
Премьер из налоговой: сокращение церберов и данные о каждом
Новым премьер-министром России станет глава ФНС Михаил Мишустин. Как о нем отзываются коллеги и знакомые и чего ждать от будущего главы правительства, разбирался РБК
Минфин предложил поэтапное введение института частных приставов по взысканию задолженности
По мнению ведомства, это позволит снизить нагрузку на сотрудников ФССП и перераспределить высвобождающиеся бюджетные ассигнования
Колледжи на драйве. Как система среднего профобразования меняется под запросы рынка
Чтобы успевать за потребностями работодателей, техникумы и колледжи вынуждены оперативно перестраивать все внутренние процессы и при этом думать о долгосрочной образовательной перспективе
Экономика услуг
Рубль укрепляется. Стоит ли поторопиться с покупкой евро и долларов?
Путин призвал ускорить принятие мер по защите бизнеса
Партнёры