RU / EN

Вопрос завис 07 июня 2016

Виртуальные приемные спасают чиновников от прямых ответов и позволяют тянуть с решением проблем граждан

В Пензенской области достучаться до чиновников через Интернет сложнее, чем попасть на личный прием. К такому выводу все чаще приходят рядовые жители и журналисты, а недавно это подтвердили члены региональной Ассоциации по защите прав потребителей, проведя собственный мониторинг сайтов органов местной власти и электронных услуг.

Сегодня у каждой уважающей себя администрации, даже в сельской, есть официальный сайт. Один из обязательных его разделов - обращения граждан. Обычно он находится сразу под портретом руководителя. Обратиться можно в любое время суток, так сказать, глядя в глаза и не выходя из дома. Для этого достаточно указать свои контактные данные (анонимные обращения не рассматриваются) и набрать код, защищающий от спама. Казалось бы, куда проще? Написал письмо главе администрации, что дорогу у дома не ремонтируют уже лет десять, нажал кнопку "отправить" и жди, когда под окнами заворчит тяжелая техника. Но не тут-то было! Обращения принимают, регистрируют, на некоторые даже в течение месяца отвечают. Но реальных мер по обращениям граждан принимается все меньше.

 Вот и пензенский губернатор обратил на это внимание, поручив министрам лично отвечать на письма граждан. Вот только поставить подпись под ответным письмом, тем более электронную, можно и не вчитываясь.

 - Раньше говорили: если хочешь, чтобы тебе отказали - позвони. Теперь то же самое можно сказать про Интернет. Желаешь, чтобы твой вопрос волокитили, напиши на сайт. Подать жалобу и решить проблему - большая разница. Интернет здесь совсем не помощник, - жалуется жительница Белинского района Евдокия Дунина. - Сначала приходится ждать 30 дней - столько времени отводится для работы с обращениями граждан, а потом пришлют отписку, которой не ждали.

Переписку с чиновниками она ведет уже второй год с тех пор, как у ее близкой подруги забрали внучку. Девочку передали на воспитание в приемную семью за сотни километров, и даже навестить ее для бабушки теперь проблема. А чтобы вернуть ребенка, кажется, уже испробованы все способы. Судьбу девочки решают компетентные органы, пусть точку в этом деле поставит суд. Но важно и то, как обращаются с пожилой женщиной представители власти на местах.

 - Нас уже не хотят записывать на прием. Говорят: все с вами ясно, - рассказывает Евдокия Дунина. - А ответы на электронные обращения приходят, будто написанные под копирку.

На вопросы по существу не отвечают, переписывают то, что мы и так знаем.

От безысходности пенсионерка добралась до приемной президента. Передала свое обращение и документы по делу. После этого на местах "зашевелились". По вновь открывшимся обстоятельствам инициировали прокурорскую проверку. Неужели для того, чтобы заставить чиновников работать, нужно всякий раз писать президенту?

Все, чем рискует чиновник, оставляя без ответа очередное электронное обращение - это штраф в пять тысяч рублей.

Жалуются на ответы не по существу и журналисты. Как не составляй запрос, в письменном ответе непременно острое место обойдут стороной. Пресс-конференции и брифинги уходят в прошлое, большинство руководителей на местах предпочитают вести деловую переписку, нежели прямо отвечать на поставленные вопросы.

Результаты независимого исследования данной проблемы на днях озвучили в Ассоциации по защите прав потребителей Пензенской области. Народные контролеры испытали на себе, каково записать ребенка в сад по электронной очереди, получить справку из территориального отдела ЗАГСа и оформить удостоверение ветерана труда. На оформление заявок у них ушло не более десяти минут. Намного сложнее добиться конкретного результата. Когда ребенок пойдет в садик, пока непонятно. Электронная очередь с каждым днем меняется, но только не продвигается вперед, а... откатывается назад. Справку из отдела ЗАГС пришлось ждать почти месяц, а новенькое ветеранское удостоверение оформить в один клик так и не получилось. Потребовалось предоставить увесистую папку документов.

 - Чтобы сдать документы в "одно окно", мне пришлось сначала своими ногами обойти с десяток других в разных ведомствах. Взять справку из УМВД об отсутствии судимости, из "управляйки" - о прописке и составе семьи, из архива - для подтверждения трудового стажа.

 Хотя Федеральный закон № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" запретил госорганам требовать с граждан предоставление документов, которые находятся в распоряжении ведомств, - говорит председатель Ассоциации по защите прав потребителей Пензенской области Лидия Сидорова.

Что касается официальных сайтов органов власти, то эксперты отметили, что на многих из них не работает кнопка "поиск". Это затрудняет доступ к информации по ключевому слову. На некоторых сайтах отсутствует подробная информация, как добраться до ведомства, они не подключены к электронным картам. Нет дополнительных данных для людей с ограниченными возможностям - к примеру, региональный отдел Росздравнадзора расположен на четвертом этаже здания, куда сложно добраться инвалиду-колясочнику.

Эти мелкие недочеты в конкретной ситуации превращаются в настоящие препоны для обращения к власти на местах.

Раньше говорили: если хочешь, чтобы тебе отказали - позвони. Теперь то же можно сказать про Интернет - пришли

МНЕНИЕ

Михаил Лисин, председатель пензенского отделения "Деловой России":

- Казалось бы, мир вокруг становится цифровым. Цифровой документооборот, цифровая подпись, регулярно электронными госуслугами в стране пользуются около 20 миллионов человек. А где остальные сто миллионов, за вычетом младенцев? Старики тоже осваивают компьютерную грамотность. Мне видится, что в идеальном государстве многофункциональные центры тоже не нужны. Если сегодня чиновники перейдут на электронный документооборот, завтра получить справку можно будет из дома - с персонального компьютера или планшета. А расходы бюджета на содержание аппарата госслужащих сократятся в разы. Но для этого сегодня необходимо задуматься о ликвидации компьютерной безграмотности как среди населения, так и среди чиновников.

Наталья Саванкова, «Российская газета», Пенза

Теги:
Партнёры