RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Время инвестировать в туризм

Время инвестировать в туризм 06 февраля 2018

Почему антироссийские санкции повысили популярность туров на промпредприятия и как губернаторы борются с оттоком населения из своих регионов

Председатель комитета «Деловой России» по индустрии гостеприимства Елена Кривенкова:

ООН назвала прошедший 2017 год Международным годом устойчивого туризма в интересах развития. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2016 году объём туристического рынка увеличился на 3,3%, до 7,6 трлн долл. Количество работников, занятых в туризме, постоянно растёт и сейчас составляет 292 млн человек, то есть в отрасли работает каждый 10-й трудоустроенный житель планеты. И всё это – несмотря на рост потенциальных угроз: участившиеся теракты, политическую дестабилизацию в ряде стран, пандемии и природные катаклизмы. Учитывая, что, по оценкам экспертов, одно рабочее место в туризме даёт 5-7 рабочих мест в других отраслях, можно сказать, что туризм – крупнейший работодатель Земли.

Россия – в мировом тренде. Прямой вклад туристической отрасли в ВВП страны в 2016 году составил около 4,2 млрд руб. По предварительным оценкам, в 2017-м он достиг 5 млрд. По данным Российского статистического сборника, занятых в туризме в России на 24% больше, чем в добыче полезных ископаемых. В 2017 году впервые с 2012 года выросли инвестиции в отечественную туристическую отрасль, до 2,7% от всех инвестиций в экономику.

Турбизнесу действительно есть что показать инвестору. Эксперты комитета «Деловой России» по индустрии гостеприимства прогнозируют, что в ближайшие пять лет особенно активно в стране будут развиваться промышленный, агро-, природный и событийный туризм.

Антироссийские санкции стимулировали процесс импортозамещения, что удивительным образом сказалось и на туристической отрасли. Предприниматели стали активнее искать партнёров внутри страны, поэтому с каждым месяцем растёт их запрос на организацию промышленных туров. Промпредприятия активно посещают и семьи с детьми-школьниками, которые тем самым определяются с будущей профессией.

Уникальные заповедные места становятся центрами притяжения молодёжи, увлекающейся воркаутом и здоровым образом жизни. В последние годы мы фиксируем всплеск интереса к турпоходам, как на пике популярности бардов и профессии геолога.

Многие губернаторы при разработке планов развития своих регионов обращают внимание на создание дополнительных точек притяжения внутри территорий. Конечно, главными такими точками являются высокий уровень зарплат и доступное жилье. Но дополнительный приток жителей в регион может обеспечить и проведение на его территории крупных мероприятий, фестивалей, ярмарок. Секрет прост: большое количество мероприятий привлекает предпринимателей из сферы услуг, которые создают дополнительные рабочие места. Для России понятие «событийный туризм» не ново, но в последнее время приобретает новые перспективы развития. Направление начинает использоваться как реальный инструмент управления и получения экономических выгод.

Туристическая отрасль России сегодня уже больше, чем просто перелёты и гостиницы. Туризм – это инструмент экономического развития и государственного управления. Наконец, именно в развитии внутреннего туризма могут зародиться те самые «духовные скрепы», та национальная идея, которую страна с переменным успехом ищет со времён распада советского государства. Во всяком случае, образовательное и воспитательное значение поездок в исторические и культурные центры страны, в национальные заповедники, на современные промышленные предприятия очевидно.

Туристический рынок России, несмотря на активный рост, пока сильно недооценён, а значит, инвестиционно привлекателен. Экспертизу инвестпроектов в этой сфере готовы брать и уже берут на себя общественные организации предпринимателей, объединяющие на своих площадках и инвесторов, и авторов туристических проектов, и представителей региональных властей, заинтересованных в раскрутке своих территорий.

Российская газета

Партнёры