14 июня в рамках ПМЭФ и форума «Лекарственная безопасность» прошла сессия «Стратегии внедрения персонифицированной медицины», модератором которой выступил член генерального совета «Деловой России», президент Ассоциации производителей биомедицинских клеточных продуктов Алексей Мартынов.
В настоящее время известны причины и механизмы возникновения целого спектра сложных многофакторных заболеваний, таких как рак, диабет, болезнь Альцгеймера, аутоиммунные и метаболические состояния. Редукционистская медицина, ориентированная на выявление «главной» причины заболевания и точки терапевтического воздействия, остается в прошлом. Уже известны точные механизмы оркестровки событий, приводящих к патологиям и эндогенные факторы, способствующие прогрессии заболевания. Глубина этих знаний открывает двери прецизионной медицине, способной выбирать стратегии лечения, основываясь на конкретных текущих механизмах развития и течения заболевания и его точном молекулярном портрете.
Более того, с учетом особенностей физиологии и среды пребывания, факторов жизни и анамнеза каждого конкретного пациента, в рамках прецизионной медицины возможны персонифицированные, подобранные под каждого пациента, подходы. Данная парадигма диктует необходимость изменения принципов клинических исследований: проводить их для небольших групп дифференцированных пациентов с определенными особенностями.
«Наш круглый стол посвящен самому важному – охране здоровья людей, а именно, вопросам значения современного здравоохранения в персонифицированной медицине. И самое главное – как внедряются в практическую медицину современные технологии, делающие из нашей привычной медицины медицину персонифицированную, имеющую совершенно другой уровень эффективности. Но в персонифицированной медицине огромную роль играют не только современные технологии и методики, но и учет постановки диагноза, и множество других факторов – как эндогенных, так и экзогенных. Учитывая генетические особенности пациента, особенности его физиологии, среды пребывания, факторов жизни и работы, анамнез пациента, возможно выработать персонифицированные подходы к каждому пациенту», – отметил в своем вступительном слове Алексей Мартынов.
По слова модератора, персонифицированная медицина требует изменения и в других областях: проведения клинических исследований, создания лекарственных препаратов, учитывающих множество факторов, имеющихся у конкретного пациента. «Существуют и другие важные вопросы, которые требуют проработки в рамках внедрения стратегии персонифицированной медицины. Об этом всем мы будем сегодня говорить на нашем круглом столе», – обозначил он.
В дискуссии приняли участие министр здравоохранения Республики Сербия Даница Груичич, первый заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) Татьяна Яковлева, гендиректор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Минздрава РФ Евгений Шляхто, вице-президент по внедрению новых медицинских технологий АО «Генериум» и член-корреспондент РАН Дмитрий Кудлай, гендиректор Национального медицинского исследовательского центра радиологии и главный внештатный специалист-онколог Минздрава РФ Андрей Каприн, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова» Минздрава РФ Алексей Беляев и руководитель направления онкогенетики ООО «Эвоген» Мария Макарова.
Участники сессии обсудили, каких действий и решений требует от участников отрасли – регуляторов, разработчиков, производителей, врачей и пациентов – практика применения прецизионной медицины; готова ли фармацевтическая отрасль дифференцировать свои подходы к разработкам и внедрению разных комбинаций лекарств и разных подходов к одной болезни, а также каким образом переход к персонализированной медицине расширит рынок препаратов и обновит подходы к лечению. «За очень короткий промежуток времени мы сумели обсудить много важных вопросов, касающихся персонализированной медицины», – резюмировал Алексей Мартынов.