Развитие процедуры медиации – альтернатива, которая позволит снизить нагрузку на суды, перегруженные спорами между юридическими лицами. Таким мнением поделилась руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева, выступая 28 июня на сессии «Защити свой бизнес. Нотариальная помощь юридическим лицам» ПМЮФ-2024.
«Медиативное соглашение, заверенное нотариусом, имея силу исполнительного документа, существенно сокращает путь от возникновения спорной ситуации до возможности принудительного исполнения. Это снижает нагрузку на судебную систему», – сказала Екатерина Авдеева.
Она обратила внимание на тот факт, что за 2023 год российские суды рассмотрели более 39 млн дел, а за три месяца 2024-го — уже более 10 млн дел. При этом большее количество неисполненных судебных решений приходится на споры между юрлицами, так как многие пользуются загруженностью судов и приставов и возможностью «забросить» юрлицо, чтобы не выполнять обязательств. Фактическое исполнение судебных решений по выплате сумм – 4%.
Спикер напомнила и о стремительно развивающейся интернет-торговле. «Участники всё больше вовлекаются в споры. У нас есть более защищённая сторона – это маркетплейсы, а есть менее – селлеры, пункты выдачи заказов (ПВЗ), которые представлены средним, малым и даже микробизнесом и им очень тяжело отстаивать свои права. Это тысячи дел. И сами маркетплейсы согласны, что медиация позволит сократить количество споров в судах», – сказала спикер.
Екатерина Авдеева отметила, что большое количество предпринимателей даже не знают, что существует статья 12 «Об исполнительном производстве», которая к исполнительным документам относит и медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом.
«Можно прописать как и штрафные санкции, так и другие меры, которые позволят сделать медиативное соглашение эффективным. В случае неисполнения, с этим соглашением можно идти в службу судебных приставов и обеспечить принудительное исполнение. Преимущества медиации – скорость, конфиденциальность, высокий уровень исполнения договорённостей, так как они достигаются путём взаимных уступок», – подчеркнула она.
Отвечая на вопрос модератора дискуссии Дениса Новака, Екатерина Авдеева сказала, что нотариус может выполнять функции непосредственно медиатора, аналогично с адвокатами. Эти полномочия можно и нужно распространить на нотариат.
Отдельно она остановилась на возможности цифровизации медиативных соглашений. С одной стороны, это тоже ускорение принятия решений, тем более это удобно для селлеров, привыкших вести дела онлайн, но с другой стороны необходимо помнить о рисках подмены личности и отсутствии чёткого понимания свободы воли изъявления.
Отметила Екатерина Авдеева и то, что в России всё ещё актуальна проблема правового нигилизма. Люди неохотно идут к нотариусам, и это следствие недостаточной правовой грамотности. «У нас и к нотариусу, и к адвокату нередко идут только тогда, когда всё уже совсем плохо, нерешаемо. А культуры моделирования негативных ситуаций и фиксации дополнительных договорённостей для снижения рисков у нас почти нет. Медиативное соглашение – фактор снижение рисков», – сказала спикер.