Минэкономразвития России готовит поправки в закон об инвестиционной деятельности в РФ (39-ФЗ). В частности, будут определены полномочия регионов по привлечению инвестиций, а также законодательно закрепят статус инвестиционной декларации. Декларация – принципиально важный документ, она содержит обязательство главы региона по неухудшению условий ведения бизнеса и входит в Региональный инвестиционный стандарт.
Предложенные поправки должны помочь лучше структурировать работу федеральных и региональных властей в треке поддержки инвестиций. Эффект от поправок инвестор должен почувствовать в ускорении и упрощении работы с ведомствами, и в исполнении обязательств перед инвесторами со стороны органов власти и ресурсоснабжающих компаний.
Принципиально важно, чтобы и инвестор, и органы власти понимали эти гарантии одинаково. Сейчас это не всегда так, и из-за этого довольно часто возникают конфликты с взаимными обвинениями и недовольством. Причем, для предпринимателей такие не вполне гарантированные гарантии превращаются в прямые убытки.
Очень часто гарантии не соблюдаются в сфере сроков подключения к ресурсоснабжающей инфраструктуре. В ходе верификации внедрения Регинвестстандарта в 2023 году, в котором участвовали более 3600 инвесторов с проектами от 50 млн рублей, 2/3 проблем с подключением к ключевым объектам инфраструктуры инвесторы связывают с работой ресурсоснабжающих организаций (РСО). Инвесторы отмечали, что часто сроки получения услуг РСО, и чаще всего называли следующие услуги:
- Подключение к электрическим сетям – 27,8%
- Подключение к объектам водоснабжения и водоотведения – 29,3%
- Подключение к сетям газоснабжения – 38%
Пока законодательство дает возможность региональным чиновникам весьма широко интерпретировать такие гарантии – инвесторы будут испытывать проблемы. Поэтому бизнес очень ждет эту поправку.
Предложенные Минэкономразвития поправки будут важны и для тех глав регионов, кто деятельно и плотно занимается поддержкой инвестпроектов. Некоторые губернаторы жаловались на то, что ресурсоснабжающим организациям инвестдекларации были, что называется, не указ, и только разбор конкретных кейсов на совещании у губернатора помогал как-то снять проблемы. Им тоже выгоднее, чтобы инвестпроекты не приходилось выводить из тупика в ручном режиме каждый раз. Чтобы все задействованные структуры и организации относились к декларациям как к гарантиям, которые надо по закону обеспечивать.
Один из членов «Деловой России» строит отели в нескольких регионах. Хотя проекты в целом аналогичны, его команда в одних регионах застревает на несколько лет, а в другом регионе реализует проект достаточно успешно и быстро. Это происходит как раз из-за того, что понятие инвестора и его поддержки в разных регионах разное, как и стандарты работы с инвесторами.
Изменения законодательства, предлагаемые Минэкономразвития и деловыми объединениями, как раз про то, чтобы сделать единые понятные правила работы с инвесторами по всей стране. Деловая Россия предложила зафиксировать в 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в…» принцип, что условия реализации инвестиционных проектов в части мер, регламентированных федеральными и региональными нормативными правовыми актами, не могут ухудшаться для инвестора в течение всего срока реализации проекта. Аналогично стабилизационной оговорке для соглашений о защите и поощрении капиталовложений. А также предлагали включить в закон рекомендацию региональным органам власти включить соответствующие нормы в нормативные правовые акты регионов.
Вывод на рынок новых конкурентоспособных отечественных товаров и услуг и обеспечение технологического суверенитета невозможно без опережающего роста инвестиций. Поэтому обновление базового закона о государственной инвестиционной политике, чтобы он отвечал современным реалиям, необходимо и назрело давно.
Вице-президент, руководитель исполнительного комитета «Деловой России» Нонна Каграманян