Вы можете вернуться на старую версию сайта

Мы будем благодарны, если вы оставите обратную связь по новой версии сайта

Вступить в организацию
Ru
En
Дежурный по стране

В условиях санкционного давления нам нужны прорывные шаги и смелые решения

03.08.2022
В условиях санкционного давления нам нужны прорывные шаги и смелые решения

Колонка члена генсовета и руководителя экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерины Авдеевой

В условиях экономической турбулентности мы действительно очень сильно ощутили свою востребованность и в плане оказания услуг бизнесу по налаживанию межрегиональных связей, и в части взаимодействия с властью по проблемным вопросам. Нужна была объединяющая сила для предпринимателей, которая не только налаживала бы мостик между бизнесом и властью, но также аккумулировала и реализовывала инициативы бизнеса. Ряд наших предложений был услышан и принят.

Сегодня акценты сместились в пользу поиска взаимовыгодного государственного-частного партнерства, выстраивания диалога бизнеса и власти, переформатирования бизнеса в сложных условиях. На сегодняшний день в России действует колоссальное количество организаций, механизмов и соответствующих органов по защите прав предпринимателей, среди них – экспертный центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России». Важно понимать, что количество таких опций значительно превышает показатели в зарубежных странах.

Главное, чего удалось добиться экспертному центру – постоянно, особенно во время неурядиц вроде пандемии или антироссийских санкций, оправдывать доверие бизнеса. Если ранее бизнес-сообщество воспринимало конкретные шаги предпринимательства, направленные на поддержание отечественной экономики, наверное, больше как политические декларации, то сегодня они видят в них возможность найти точку опоры и задать правильный вектор для развития.

В работе правоохранительных органов вектор также сместился с количественных показателей на целеполагание. Прокуратура традиционно воспринималась как карательный орган, осуществляющий функции по применению мер уголовно-правовой репрессии в рамках правоохранительной деятельности. В то время как сегодня на первый план выходят правозащитные функции, в частности, обеспечение законных прав и интересов предпринимательства. Особую значимость данному институту придает его статус: прокуратура является правоохранительным органом, который не входит ни в одну из ветвей власти, что определяет характер ее деятельности в надзоре за соблюдением законности.

Новые подходы в надзоре уже приносят свои положительные отклики и результаты в бизнес-среде. Согласно статистике экспертного центра, 50,5% предпринимателей обратились бы в первую очередь в прокуратуру за защитой своих нарушенных прав, к помощи бизнес-омбудсмена прибегли бы 57,1%. В 2021 году прокуратурой было выявлено 201.266 нарушений в сфере защиты прав предпринимателей, что свидетельствует об эффективности органа и высоком уровне доверия со стороны бизнеса. Многие заявители усиливают свою позицию обращением в экспертный центр, в деловые объединения или к бизнес-омбудсмену. В частности, в 2021 году к бизнес-омбудсмену обратилось с жалобами 99тыс. 367 предпринимателей.

Симбиоз общественных организаций и правоохранительных органов выводит результативность обращений на качественно новый уровень. В 2021-2022 годах сократилось число безосновательных проверок, снизилась чрезмерная активность силовых структур по доследственным мероприятиям, минимизированы случае перевода гражданско-правовых отношений в уголовную плоскость.

Важно понимать, что некоторые недобросовестные предприниматели в конкурентной борьбе прибегают к услугам правоохранительных органов и даже пытаются подать обращение в экспертный центр, но они не находят своего подтверждения. Мы не будем защищать бизнес, который имеет нечестные намерения в своей работе, не хочет работать и развиваться в правовом поле. Такую же позицию занимают силовые ведомства. Сегодня экспертный центр создает разумный баланс двух задач: спасти бизнес не только от избыточного контроля и давления, но и от недобросовестных участников рынка.

Важным аспектом деятельности по защите прав предпринимателей, который не охватывается понятием правоохранительной деятельности, является взаимодействие с представителями делового сообщества. В рамках федеральных и региональных мероприятий экспертного центра регулярно проводятся научно-практические и просветительские мероприятия для адвокатского и бизнес-сообщества, для органов государственной власти и силовых структур, бизнес-омбудсменов и деловых объединений. Тесное сотрудничество выстроено с профильными комитетами и советами ТПП РФ, в частности, советом по финансово-промышленной и инвестиционной политике, бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов «Опоры России», платформой «ЗаБизнес.РФ».

Это очень удачная практика и форма общения, когда за одним дискуссионным столом оказываются бизнес и власть. Вначале предприниматели скептически относились к таким встречам, но в нашем случае выстроенная работа экспертного центра и правоохранительных органов оказалась очень плодотворной. Во-первых, у прокуратуры появилась возможность выслушать проблемы предпринимателей из первых уст, а у бизнеса – получить реальное решение своего кейса. Во-вторых, предприниматели на практике узнали о существующих механизмах правозащиты, а органы власти усилили превентивную работу по недопущению ущемления и нарушения прав и законных интересов бизнеса.

На фоне антироссийских санкций баланс публичных и частных интересов поддерживается законодательными инициативами. Из нововведений, которые мы формулировали перед властью, стоит отметить внесение изменений в налоговые составы, снижая максимальную санкцию в виде лишения свободы в квалифицированных составах, предусмотренных частями 2, всего на один год. Мы отстаивали эту позицию на встрече президента России Владимира Путина с членами «Деловой России». В итоге нас услышали – это предложение реализовано, и его можно отметить как положительную практику. Проработаны также следующие проекты закона: расширить область применения привилегированного предпринимательского состава мошенничества (ч. 5-7 ст. 159 УК РФ) не только на коммерческие организации, урегулировать вопрос необоснованного изъятия и удержания имущества без процессуального статуса.

При этом в нашей стране отсутствует централизация работы правоохранительных органов по обеспечению защиты прав предпринимателей в процессе расследования преступлений, которая так необходима в осознании собственной правозащитной функции и устранении противоречий. Перспективной формой оптимизации деятельности прокуратуры в этой части может стать выделение отдельного направления прокурорского надзора – надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности в ходе расследования преступлений, для оперативного, всестороннего и комплексного анализа поступающих обращений.

В условиях санкционного давления нам нужны прорывные шаги и смелые решения. Только при условии проведения работ по централизации государственных органов и соответствующих «защитных» организаций возможно повысить уровень безопасности ведения бизнеса в России и восстановить его доверие к правоохранительной системе. Работа в этом направлении позволит сбалансировать экономическое процветание страны, а после стабилизации ситуации вывести его на абсолютно иной позитивный уровень.


К списку публикаций
Наши партнёры